ТРЕТИЙ ЛЕТНИЙ САД. часть 2. Михайловсий сад и Михайловский дворец (Русский музей)

                               Михайловский сад и Михайловский дворец (Русский музей)


Современный Михайловский сад ограничен Садовой улицей и Русским музеем. От Марсова поля к Михайловскому саду через Мойку перекинуты два моста, которые сейчас называются Садовыми, а раньше звались Царицыными мостами. Пройдя по Садовому мосту и выйдя на Садовую улицу, мы заглянем в Михайловский сад со стороны Михайловского замка



Рис. Местонахождение Михайловского сада на территории Летних садов.


 В петровское время по плану Жана Батиста Леблона здесь, в третьем Летнем саду, для императрицы Екатерины I был разбит Шведский регулярный парк. Позже в нем развели фруктовые сады, построили оранжереи. В царствование Александра I Павловича и Николая I Павловича в 1822-1826 годах в этом саду был создан новый дворцово-парковый ансамбль для младшего сына Павла I великого князя Михаила Павловича (1798-1849). По проекту Карла Ивановича Росси возводится Михайловский дворец и разбивается пейзажный парк. По названию дворца парк при нем назвали Михайловским садом.
              КАРЛ Росси- карло ди Джованни Росси (1775-1849) - итальянец по происхождению- выдающийся русский зодчий. В Россию приехал ребенком с матерью-балериной и отчимом- постановщиком балетов императорского театра. Ученик Винченцо Бренна, у которого с 1795 года начал работать чертежником. Вычертил все чертежи для Михайловского замка. После гибели Павла I в качестве художника оформил коронационные торжества Александра I. Вместе с отъезжающим из России Винченцо Бренна по дозволению Уехал императора учиться архитектуре в Италию и Францию. Откуда вернулся в Россию в 1804 году. Строил в разных городах России и обеих столицах. Творчество Росси - архитектора вылилось в создание архитектурных ансамблей в стиле высокого классицизма. Ампирные дворцово-парковые ансамбли Карла Росси являются визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга.


Рис.1. Центральная часть южного фасада Русского музея. Слева видны купола Спаса на Крови.

 В 1895 году император Николай II предоставляет Михайловский дворец, откупленный в казну, для размещения в нем Музея имени императора Александра III. Создать всенародный музей, в котором были бы сосредоточены все лучшие произведения русского искусства, поставил перед собой отец последнего императора в 1889 году. Так через много лет исполнилась мечта Петра I иметь в России искусство не ниже европейского. До революции Музей находился в попечении Министерства Императорского двора. Высочайшим Управляющим был назначен Великий князь Георгий Михайлович (1863-1919). В 20-Течение ти лет он стоял у истоков Русского музея. После революции 1917 года был сослан в Вологодскую губернию, а в 1919 расстрелян как заложник после убийства немецких коммунистов - революционеров Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Ныне Русский музей - это огромный музейный комплекс с садами и парками, состоящий более чем из 50-ти служб разного назначения. В 2002 году Михайловский сад при Русском музее был обновлен и обустроен в максимальном приближении к плану Карла Росси.
Войдем в Михайловский сад с Садовой улицы, со стороны дворцовой церкви Михайловского замка. С этой стороны сад огорожен от Садовой улицы чугунной решеткой. Решетка составлена ​​из копий, сегменты решетки соединены ликторскими пучками ветвей, стянутых ремнями, навершия пучков оканчиваются копьями и боевыми топорами. Такое оформление границ территории сада сегодня напоминает нам об августейших собственниках Михайловского дворцово-паркового ансамбля.


Рис.2.Ограда Михайловского сада с воинскими атрибутами. Обоюдоострые топоры решетки ассоциируются с правом цезарей казнить и миловать.

Несмотря на то что, следуя моде века, архитектор Росси создал пейзажный парк, в нем осталась симметричная планировка французского сада жана батиста Леблона. Два входа в парк расположены по одной линии, от центра сада расходятся радиальные дорожки, по краям идут огибные аллеи, на которых сохранились высокие старые деревья. Перед фасадом дворца оставлено свободное пространство - луг овальной формы.
,

Рис.3. Луг овальной формы перед северным фасадом здания Михайловского дворца - Русского музея.

   В саду была произведена групповая посадка деревьев. Сейчас отдельные кипы высоких деревьев сочетаются с открытыми лужайками. Через кроны пробиваются лучи солнца, создавая игру света и тени. В городской среде парк воспринимается как одно из немногих спокойных мест для пассивного отдыха.


Рис.4. Облесенная группами деревьев лужайка в Михайловском саду.


Рис.5. Узкие цветники вдоль дорожек сада привлекают внимание игрой оттенков зеленого, розового и фиолетового.

        В той части парка, которая примыкает к Русскому музею и Михайловскому замку, сохранен пруд. Ему придана извилистая форма. Через протоку этого извилистого пруда перекинут чугунный мостик, автором которого является Карл Росси. При недавней реставрации сада были найдены чугунные детали мостика Росси. Это позволило создать единственное в своем роде сооружение с подлинными чугунными арочными конструкциями.


Рис.6. Пруд в Михайловском саду с мостиком Карло Росси.


Рис.7. Декоративная чугунная решетка мостика Росси. На заднем плане в центре снимка- южный фасад Михайловского замка.

  В противоположной части сада на берегу Мойки, там, где располагались Золотые хоромы Екатерины I, Росси поставил садовый павильон с двумя помещениями, соединенными открытой террасой с колоннадой. Павильон предназначался для отдыха. Сейчас в одном из залов в летнее время работает маленькое кафе. Со стороны сада в павильон ведет каменная лестница из восьми круглых ступеней. От реки к павильону пристроена пристань с парапетом и чугунной решеткой.



Рис. 8. Павильон Росси на берегу Мойки в Михайловском саду.


Рис.9. Павильон Росси на берегу Мойки с пристанью и чугунной решеткой, по созданной рисунку карло Росси.

       

Рис.10. Михайловский сад с павильоном Росси на берегу реки Мойки. Лужайка с полоской цветника вдоль дорожки парка.


Рис.11.Летний день в Михайловском саду.


Рис.12. Многоярусный цветник повторяет очертания поляны - один из приемов украшения пейзажного парка.


Рис. 13. Осенний день в Михайловском саду.

Обойдя Михайловский сад по круговым дорожкам, мы подойдем к другому входу с высокими воротами, украшенными кованым цветочным орнаментом. Эти ворота являются частью ограды храма Вознесения Христова, в народе называемым не иначе как Спас на Крови.     


Рис.14. Вид на храм Спас на Крови от ворот Михайловского сада.

               

Рис.15.Вход в Михайловский сад от храма Спас на Крови. Кованая решётка ворот уникальна по художественному замыслу и исполнению.

                            

Комментариев нет :

Отправить комментарий