Пейзажный парк императрицы Екатерины II создавался на месте
Царскосельских регулярных садов и охотничьих угодий резиденции Елизаветы
Петровны. Выбрав для своей резиденции
Царское Село, Екатерина II решила изменить облик дворца и садов. Её не
устраивало наследие Елизаветы Петровны - ни золотой дворец, ни регулярный парк.
Екатерина II была
хорошо знакома с теориями садового строительства. В бытность великой княгиней
она вместе со своим архитектором Антонио Ринальди создала парк при Собственной
даче в Ораниенбауме. Став императрицей, Екатериной Алексеевной Романовой, она
изучала и конспектировала труды по садоводству английских авторов для руководства
к обустройству поместий императорского двора.
Новая европейская теория паркостроения и садоводства была
изложена в книгах и отображена в гравюрах английских авторов начала 18-го века.
В основу парковой концепции вошло представление о ландшафтной перспективе, о
конструировании пространства с разнообразными видовыми точками на ближние и
дальние объекты. Естественная простота природы со свободно текущими водными
потоками должна главенствовать в парке.
Для обучения английскому садоводству императрица отправляла
в Англию садовых мастеров и архитектурных подмастерьев, но без знания языка они
возвращались, не обретя должных навыков. В 1771 году императрица посылает в
Англию на «неопределённое время» царскосельского архитектора Василия Неёлова. В Англии он пробыл 6 месяцев, посетил много
разнообразных по стилю парков, привёз в Россию книги и гравюры с видами
английских парков.
Неёлов Василий Иванович (1722-1782). Придворный архитектор широкого профиля –
декоратор и паркостроитель родился в семье сержанта Преображенского полка в
1722 году. Начал работать с 14 лет в должности архитектурного ученика при
канцелярии строений Царского Села с
Бартоломео Растрелли и Саввой Чевакинским при строительстве Екатерининского
Дворца. С 1750 года по указу Елизаветы
Петровны Василий Неелов координирует создание интерьеров дворца, с 1760
-го осуществляет руководство
строительными и парковыми работами в регулярном парке Елизаветы Петровны. При
Екатерине II Василий Неёлов-с сыновьями Ильёй и Петром работает над созданием
пейзажного парка.
Василий Неёлов является создателем планировки английского
пейзажного Екатерининского парка. По его планам сносились старые постройки,
менялся рельеф, сооружались холмы, спуски и подъёмы. Менялись и углублялись русла старых каналов, устраивались
новые водные потоки и дорожная сеть. На территории появился новый район Верхних
прудов с Продолговатым и Лебяжьим прудами. Изменились очертания Большого пруда,
на нём появились мысы и новые острова.
Вместе с Василием Неёловым над созданием водной системы парка
работал инженер-гидротехник Иоганн Герхард.
Иоганн Конрад Герхард (1720-1808) - выдающийся инженер-гидротехник, тайный советник. Родился и получил инженерное образование в Германии. Продолжил обучение при Академии наук в Санкт-Петербурге. С 1772 года - архитектор императорских водяных строений. Строил каналы, мосты, акведуки, водопроводы.
Герард считается создателем
инженерной системы водного хозяйства парка, состоящего из Таицкого водовода,
Виттолова канала, каскада больших и малых плотин, подземных сооружений и
открытых водопропускных канав. Под его руководством проводились работы по
изменению русел водных потоков, устанавливались плотины, мосты, пристани и
гранитная набережная Продольного канала вдоль Садовой улицы. В результате
гидротехнических работ площадь и высота уровня водного зеркала в парке была
увеличена. Уровень воды в прудах парка был поднят и зарегулирован плотинами.
Архитектурное
сопровождение работ по созданию пейзажного парка в 70-х годах проводили
архитекторы Антонио Ринальди и Юрий Фельтен.
Рис.1. В верхней части парка в 1772-1774 годах была
сооружена плотина с вододелителем – Виттолов мост ( архитектор Василий Неёлов,
инженер Иоганн Герард). Она регулирует поступление воды в водную систему парка из Виттолова канала.
Уровень воды в Большом пруду-озере – композиционном центре парка- регулируется плотинами на Нижних прудах и Рыбном канале ( архитектор Василий Неёлов, инженер Иоганн Герард).
.
Рис.2. Мост-плотина на первом Нижнем пруду у Адмиралтейства построена
в 1774-1776 годах. Она поддерживает
уровень водного зеркала Большого пруда.
Третья большая плотина-мост со шлюзом находится в устье
Рыбного канала. Её назначение состоит в поддержании уровня воды в Рыбном
канале- втором водотоке, вытекающем из Большого озера.
Рис.3. Мост-плотина со шлюзом в конце русла Рыбного канала (
архитектор Василий Неёлов, инженер Иоганн Герард ) позволяет при необходимости через
шлюз спустить воду из озера в Продольный канал.
Рис.4. Продольный канал с каскадом маленьких плотинок,
украшенных гротами, был реконструирован
в 1775-1777 годах по проекту Иоганна Герарда и Антонио Ринальди. Канал отделяет
территорию парка от городских кварталов.
Ринальди Антонио (1709-1794) – итальянский архитектор. Был
приглашен в Россию в 1751 году будучи уже зрелым мастером своего дела. Вернулся
на родину в начале 90-х годов 18 века.
Творчество этого зодчего – придворного архитектора Екатерины Великой принадлежит
России. В Царском Селе Ринальди работал
с начала 70-х годов. Одновременно с
созданием пейзажной планировки он проектировал и возводил памятники российской
славы.
Рис.5. Продольный канал 12-ти каскадов с гранитной
набережной – главный подъездной путь и визитная карточка Екатерининского
дворцово-паркового ансамбля. Перед дворцом в начале канала рядом с фонтаном
Лебедь находится вход для туристов.
Прохождение воды через парк по искусственным водным
коммуникациям регулируется множеством малых плотин. Сток воды и скорость её
течения по каналам и прудам парка поддерживается каскадными плотинами,
маленькими плотинами и плотинками, перекинутыми через русла Нижних, Лебяжьих и
Верхних прудов. Из них вода уходит по узким протокам - Виттоловой, Лебяжьей и
Турецкой.
В старом русле Нижних прудов вместе с их углублением и
изменением конфигурации берегов по проекту Иоганна Герарда в 1775-77 годах были
построены высокие перемычки-мосты -
Зелёный и Чёртов мосты с оригинальными каскадными плотинами.
Рис.6.. Каскадные плотины выглядят как нагромождения
огромных валунов поперёк широких русел Нижних прудов. На первом плане Зелёный
мост, на втором- Чёртов мост.
Рис.7. Чёртов мост –плотина с каменным каскадом из валунов. На
дальнем плане в правой части снимка виден подъём Трифоновой горки, сооружённой из
грунта, вынутого при углублении русла Нижних прудов. Аллея-подъём названа по
имени садового мастера Трифона Ильина, работавшего с Василием Неёловым в течении 20-ти лет.
Второй водный поток, переоборудованный Иоганном Герардом,
спускается от большой плотины на Виттоловом канале в направлении Большого
озера. Эта старая Виттолова протока была прочищена, углублена и перегорожена Зубчатым
мостом-плотиной, а ниже этого моста - плотинками
из валунов и гранитных плит. Каменные
плотинки на протоке были созданы Василием Неёловым и Иоганном Герардом в 1772-74 годах.
Рис.8. Каменный Зубчатый мост-плотина регулирует ширину
русла протоки из Виттолова канала в Большое озеро. Мост построен в 1771 году по
плану архитектора Юрия Фельтена.
Рис.9. За Зубчатым мостом Виттолову протоку на её среднем
отрезке перегородили небольшими каменными мостами-плотинками из валунов и
гранитных плит. На переднем плане - первая каменная плотинка за Зубчатым мостом на
Виттоловой протоке.
Рис.10. Вторая плотинка
с маленьким каскадом в русле Виттоловой протоки.
По Виттоловой протоке вода из канала поступает в Лебяжьи
пруды, оттуда - в Большое озеро. На её
пути при впадении в Лебяжьи пруды сооружена четвёртая плотина.
Рис.11. Пешеходный мост-плотина с одним сливным отверстием
на конце Виттоловой протоки в месте её впадения в Лебяжьи пруды. Пешеходный
проход плотины имеет железное покрытие.
Создавая водное зеркало парка, авторы стремились
сконструировать будущие картины культурного паркового ландшафта. Василию
Неелову, знавшему секреты рельефа и вод парка, удалось создать уникальную по
замыслу и воплощению систему водных лабиринтов в средней части парка,
называемую Верхними и Лебяжьими прудами. В 1770-м году Василий Неелов предложил
императрице создать водный лабиринт из ”маленьких канальцев с островками… в
небольшой заболоченной низинке перед Большим озером''. Эта идея была одобрена и
осуществлена. В нижней части паркового холма на южном берегу озера появились
Лебяжьи пруды из ''узких извилистых канальцев с маленькими искусственными
островками''.
Рис.12. Лебяжьи пруды – водный лабиринт с восемью
искусственными островками на южном берегу Большого озера.
Рис.13. Из Лебяжьих прудов вода сливается в залив-прудок
перед Большим озером через невысокую плотину-мост с четырьмя сливными
отверстиями.
Рис. 14. . Залив-прудок служит водоприёмником стока двух
проток из разных мест парка. Прудок, который принимает два водных потока из разных
мест парка, украшен отражением Мраморного моста. Мост и прудок-озерцо перед ним
созданы Василием Неёловым в 1772-1774 годах.
Мрамрорный или Палладиев мост – самое изящное
сооружение парка. Образцом для Мраморного моста послужили работы знаменитого итальянского зодчего эпохи
Возрождения Андрео Палладио, следующего
архитектурному принципу соблюдения природной
рациональности , мощи и красоты. Мост сооружен по деревянной модели,
которую изготовил Василий Неелов во время своего путешествия с целью изучения архитектуры и садов Италии и
Англии. В России мост был собран из
отдельных мраморных деталей, которые были изготовлены в Екатеринбурге. Собирали
мост на месте в течение двух лет. Простые и изящные контуры Мраморного моста–
две будочки с колоннами в виде галереи просматриваются из многих мест парка.
Рис.15. Озерцо перед Мраморным мостом выполняет функцию накопителя
стока. В этот “прудок Василия Неёлова'' стекает вода из двух водных лабиринтов
парка. На переднем плане - плотина
Лебяжьих прудов с четырьмя сливными отверстиями. На дальнем плане слева-
плотина Турецкой протоки от Верхних прудов с двумя отверстиями для пропуска
воды.
Верхние пруды – второй водный лабиринт пейзажного парка,
устроенный Василием Неёловым и Иоганном Герардом в средней части выровненного паркового
склона. Он начинается от Продолговатого
пруда в районе Китайской беседки.
Рис.16. Китайская беседка расположена на перешейке между Продолговатым
прудом (на снимке пруд слева от беседки) и Верхними прудами (пруд справа от
беседки ). Водное зеркало этих прудов располагается на разных высотных уровнях.
Вода самотёком выливается из Продолговатого пруда в Верхние
пруды. В Продолговатый пруд она поступает из канала за границей парка. Скорость
потока на Верхних прудах регулируется искусственно созданным понижением рельефа
в сторону Верхних прудов.
Рис.17. На Верхних прудах вода спокойно разливается между
островами по длинным узким протокам, образуя лабиринт с заливчиками в берегах.
Рис.18. Ниже по течению водный поток Верхних прудов регулируется
плотинками. Между берегами среднего острова лабиринт перекрыт мостами-плотинами
с пятью сливными отверстиями.
Рис.19. Ниже расположенный маленький остров Верхних прудов
соединен с берегами мостами-плотинками, которые имеют одно отверстие для сброса
воды. Вероятно с этого мостика снято железное покрытие, поэтому можно увидеть
детали кладки каменного основания плотины.
Рис.20. Сброс потока
с Верхних прудов в Большое озеро начинается ниже моста-плотины с украшением в
виде грота. Вода спускается по Турецкой протоке, которая начинается под мостом
на Рамповой аллее.
Рис.21.Турецкая протока от Верхних прудов к Большому озеру
перегорожена двумя каскадными плотинами - Пудожским мостом на Рамповой аллее и
Турецким мостом в середине потока.
Рис.22. Пудостский мост-плотина с каскадом на Рамповой аллее
сооружён в 1781 -1784 годах Иоганном Герардом и Чарльзом Камероном.
Рис.23. Мост-плотина с каскадом и семью сливными
отверстиями, сооружён Василием Нееловым.
Плотина украшена двумя Турецкими башенками.
Рис.24. Вода из Турецкой протоки от Верхних прудов сливается
по двум направлениям. От правого берега поток идёт под ажурным железным мостом с
мраморными тумбами в Лебяжьи пруды.
Рис.25. Часть потока от Верхних прудов стекает в
водоприёмник-прудок перед Мраморным мостом с другой стороны прудка через
мост-плотинку с двумя отверстиями.
Водные потоки делят парк на разнообразные ландшафтные
районы. Вдоль русел каналов, прудов и проток устроены прогулочные аллеи,
широкие и узкие, длинные и короткие. В разное время года и в разное время суток
в парке сменяют друг друга картины природы, не похожие одна на другую.
Рис.26. По ландшафтным особенностям парк разделяется на
отдельные районы. На сравнительно небольшой площади чередуются озёрные,
луговые, лесные ландшафты.
Перед апартаментами Екатерины Великой по обе стороны
Рамповой аллеи простирается Большой луг, переходящий в Розовое поле. Розовое
поле граничит с Виттоловым каналом и Дубовой рощей. Большой луг граничит с
районом Верхних прудов. В центре паркового пространства находится Большое озеро
с северо-западным и юго-восточным районами его берегов. К южному берегу озера
примыкают Лебяжьи пруды, к Регулярному парку- район Нижних прудов.
Комментариев нет :
Отправить комментарий