Небольшой “Старый голландский сад” Екатерины I -матери
Елизаветы Петровны оберархитектор Франческо Бартоломео Растрелли в середине 18
века превратил в барочный садовый ансамбль на террасах с партером, с анфиладой
зеленых кабинетов, живых изгородей, с беломраморной скульптурой, роскошными
павильонами и изящной садовой мебелью. Этот регулярный сад перед южным фасадом
дворца в разное время делили на Верхний, Нижний и Дикую рощу или называли его
просто Старым Садом. В начале двухтысячных годов сад восстановлен в виде,
близком к тому, каким его видели современники императрицы.
Рис.1. Современный
регулярный сад ограничен Продольным каналом, Нижними прудами, Большим озером,
Камероновой галереей и южным фасадом дворца.
Этот сад перед дворцом на южном склоне холма реконструирован
с учётом архивных материалов по проекту архитектора Н.Е.Тумановой.
Гротовая часть регулярного сада (Нижний сад) расположена
ниже Зеркальных прудов между Большим озером, Продольным и Рыбным каналами. В
этом саду планировка иная, нежели в Придворцовой части. В композиции этого сада главенствуют аллеи,
направляющие наше внимание на роскошные архитектурные сооружения. – на
Екатерининский дворец, павильоны Грот и Эрмитаж.
Рис.2. Территория сада представляет собой рощу регулярной
планировки с большими зелёными газонами и с длинными продольными аллеями,
симметрично расположенными по отношению к осевой линии сада.
Рис.3. Продольные аллеи сада упираются в главную поперечную
Гротовую аллею и аллею Рыбного канала.
Эффект концентрации внимания на главном объекте – дворце достигается
построением длинных магистральных линий аллей в форме луча-трезубца. Впервые трезубец был применён в конце 16-го века Доминико Фонтана - архитектором Папы Римского Сикста V при реконструкции античных кварталов Рима с узкими, хаотично расположенными
улицами.
Рис.4. Планировка улиц в старой части Рима между Тибром и
виллой Боргезе выполнена в форме трезубца. Основание трезубца - это парадная площадь Пьяцца дель Пополо
с Египетским обелиском Фламинио в центре площади (обелиск построен в 1232-1220 до н.э. при фараоне Сети
I).
Три главные улицы античного Рима сходятся на египетском
обелиске фараона Сети I в центре площади. Две церкви Святой Марии расположены в
основании трезубца (по 39 rim.ru Пьяцца дель Попполо в Риме). Трезубец
направлен на север Италии к Фламмиевой дороге.
Рис.5. После того, как мы осмотрели партерную Придворцовую
часть сада, мы спускаемся на открытую полукруглую площадку Нижнего сада. От
этой площадки кроме центральной аллеи отходят две лучевые, которые пересекают
сад до Рыбного канала. Полукруглая площадка отделена от сада живой изгородью и
ажурной садовой мебелью.
Рис.6. С полукруглой площадки можно окинуть взглядом всё
пространство Нижнего сада. В правой
части снимка виден купол Грота, а в левой- фасад Эрмитажа. По линии крон темнохвойных
деревьев можно определить, где проходит граница сада и Эрмитажной (Дикой) рощи.
Рис.7. Рыбный канал был первым искусственным водным
сооружением в Старом голландском саду Екатерины I. Вдоль канала Петром I при первой разбивке
сада были посажены два ряда пихтовых деревьев.
Петровская аллея была вырублена в период немецкой оккупации.
После войны на её месте были высажены молодые деревья. Эта линия вечнозелёных
пихт выделяется на фоне крон листопадных деревьев Эрмитажной рощи.
Рис.8. Пространство сада в районе полукруглой площадки занято
четырьмя газонами неправильной формы. Газоны с широкими дорожными полосами
между ними визуально увеличивают пространство этой части сада. Красочные
аспекты бордюра и низкого кустарника на газонах меняются в течение лета.
Рис.9. В Гротовом саду обширные зелёные газоны с аллеями
невысоких деревьев занимают основную площадь.
Прямые, геометрически выверенные, симметрично расположенные
аллеи и газоны неправильной формы делят пространство сада по горизонтали. Высотные
яруса крон деревьев и кустарников формируются стрижкой. Они делят пространство
по вертикали. Горизонтальная и вертикальная архитектура сада создаёт
своеобразную, почти театральную, гармонию сада. Газоны, стриженные кроны деревьев и живые
изгороди переливаются всеми оттенками зелёного цвета.
Рис.10. Длинные и короткие, широкие и узкие, тени стволов и
ветвей деревьев и кустарников сплетаются на газонах и аллеях в причудливый узор.
Рис.11. Большие, круглые и овальные пятна крон деревьев чередуются с полосками солнечного света. В саду господствуют воздух и ничем не затеняемое небо .
Рис.11. Большие, круглые и овальные пятна крон деревьев чередуются с полосками солнечного света. В саду господствуют воздух и ничем не затеняемое небо .
Рис.12. На газоне
рядом с полукруглой площадкой на берегу Поперечного канала находится павильон
Нижние бани – архитектурное украшение этой части сада. Павильон построен при
Екатерине II архитектором Ильёй Нееловым в 1778 -1779 годах в качестве бани для
придворных кавалеров.
Павильон Нижние бани-Кавалерская мыльня скрыт за стеной
кустарников на краю сада. В павильоне
представлена обстановка придворной бани 18 века. Посещение этого павильона
познакомит Вас с банной русской традицией в придворном варианте.
Рис.14. Парилка оборудована русской печью, в которой
разогревались чугунные ядра.
Рис.15. Для мытья использовались гранитные ванны. В разных кабинетах
представлены мужские и женские предметы банного обихода.
Рис.16. Кавалерская мыльня имеет 2 выхода на разные
аллеи-продольную и лучевую. Длинная продольная аллея перед баней разделена на
отдельные участки с круглым газоном и с яблоневым деревом в центре.
Рис.17. Вдоль аллей сада таких участков несколько. Здесь устроены
зелёные кабинеты в виде ниш со стенами из липовых шпалер.
Рис.18. При Елизавете Петровне на берегу Большого озера рядом
с истоком Рыбного канала был построен павильон Грот. К нему через сад проложена
поперечная аллея от Продольного канала.
Прямая линия аллеи разбивается газонами с мраморными
изваяниями в центре газона. В конце аллеи перед Гротом устроен небольшой розарий.
Рис.19. Розарий-сад роз отделён от остального сада живой
изгородью.
Розарий спланирован по аналогии с персидскими
представлениями о райском саде - Парадизе. Пространство разделено четырьмя
крестообразно идущими дорожками. Четыре дорожки в персидском саду несли
символический смысл. Они соответствовали четырём сторонам света, четырём
началам мироздания-воде, воздухе, земле, огне, четырём источникам жизни-
молоке, воде, мёде и вине.
Рис.20. В этом
маленьком розарии за Гротом можно побродить около клумб с розами, поискать свой
цветок и сосредоточиться на его совершенстве. Сад роз –хорошее место для
пассивного отдыха.
Рис.21. Грот- одна из затей садов в стиле барокко. Он был построен по проекту архитектора
Франческо Растрелли в 1749-1761 годах.
Павильон состоит из
трёх небольших залов- центрального купольного и двух боковых. Гранитная
пристань перед Гротом появилась в начале 19-го века и заново построена в 1972 году.
Рис.22. Пристань перед Гротом украшена копиями античных скульптур.
Гальванопластические копии работ пергамского скульптора Эпигона “Гладиатор” и “Умирающий
галл” поставлены на гранитные постаменты по бокам пристани. Отсюда открывается
один из лучших видов на Большое озеро.
Грот или нимфей представлял собой античное святилище,
посвящённое божествам воды. Первоначально нимфеи сооружались над
родниками. Позже-это была пещера или
пышное строение, устроенное вблизи источника воды. В архитектуре барокко грот
часто выполнялся как павильон с богатым фасадом, с нишами, со статуями нимф и
божеств воды.
Рис23. Внешний вид Грота - выступающие детали фасада с
колоннами, богатая лепнина, балюстрады на крышах, двойные колонны, полукруглые
выступы торцов здания подобны другим деталям творений Растрелли - Екатерининского
дворца и Эрмитажа. Лазоревый оттенок синего цвета этих зданий подбирала сама
Елизавета Петровна.
Рис.24. Наружное оформление Грота посвящено морской стихии.
Оно выполнено в соответствии с проектом Франческо Растрелли. На сводах окон и
капителях колонн лепные украшения –маски Нептуна, дельфинов и мифических водных
существ.
Рис.25. Уникальные решётки дверей и окон Грота были выкованы
“вольным мастером” Кригером по рисунку Франческо Растрелли.
Стены и купол центрального зала Грота первоначально были
выложены орнаментом из морских раковин. Это было необыкновенно красиво и
роскошно.
Рис.26. Подобный орнамент в наше время можно увидеть в беседке
мемориального сада королевы-матери Елизаветы в Ботаническом саду г. Эдинбурга.
Орнамент из морских раковин не удержался на стенах Грота
из-за влажного воздуха в помещении без застеклённых окон. При Екатерине II внутреннее
украшение Грота было заново выполнено под руководством архитектора Антонио
Ринальди.
Рис.27. Рука другого мастера чувствуется в отделке
внутренних помещений Грота. Она исполнена в барочной манере рококо, присущей
Антонио Ринальди. Голубые стены залов Грота украшены лепными гирляндами, раковинами,
геометрическим орнаментом. В нишах и углублениях стен расставлены вазы и
невысокие скульптуры.
Ринальди Антонио (1710-1794)- итальянский архитектор. С 1752
года работал в России по созданию дворцово-парковых комплексов Ораниенбаума,
Гатчины, Царского Села. Творчество Ринальди падает на период смены
архитектурных стилей от барокко к классицизму. Сооружения Ринальди отличаются
искусным сочетанием разнообразных материалов и включением скульптуры и живописи
в дворцовые интерьеры.
При Елизавете Петровне павильон на берегу пруда не был
достроен. Грот стал любимым местом Екатерины II, где она любила работать летом
по утрам и называла Грот Утренней Залой. Она разместила в Гроте свою коллекцию
скульптуры и ваз из цветного камня. До
военного разорения в центральном зале Грота находилась огромная бронзовая
скульптура Екатерины Великой в образе богини Кибелы – Великой Матери богов
работы скульптора Жана Рашетта .
Рашетт Жан Доминик (1744 – 1809)- выдающийся русский
скульптор французского происхождения. Сын скульптора Доминика Рашетта из
Монпелье. Учился в Датской королевской Академии изящных искусств. До приезда в
Россию преподавал в Берлинской Академии художеств в качестве профессора. С 1779
по 1784 годы работал в России в качестве
главного модельмейстера императорского фарфорового завода. Создал 150 моделей дворцовых сервизов. В
качестве скульптора принимал участие в строительстве Большого петергофского
каскада, в украшении павильона Холодных бань, Правительственного сената и
Таврического дворца, создал серию бюстов и статуй российских государственных
деятелей. С 1785 года – академик, с 1800 года-профессор императорской Академии
художеств. В 1806 году принял российское подданство, и как Яков Иванович Рашетт
получил дворянский титул и герб от Александра I.
В период оккупации Грот был разрушен, но благодаря
стремительному наступлению Советской Армии фашисты не успели его взорвать.
Здание было восстановлено в числе первых через несколько лет после войны.
Рис.28. В Центральный купольный зал Грота вернулся памятник
Екатерине Великой и уцелевшие скульптуры
из коллекции императрицы.
Сейчас Грот используется для летних тематических выставок
Царскосельского музея. Спокойный декор, хорошее естественное освещение,
небольшие размеры залов Грота не давят на посетителя своим великолепием и
позволяют ощутить всю красоту экспонатов этих выставок. Каждая выставка
раскрывает какую-нибудь сторону российской истории через призму жизни императорского
дома. К достижениям елизаветинского правления относят изобретение русского
фарфора. На выставке” Времён связующая нить” экспонировались изделия
императорского фарфорового завода, начиная с первых изделий и кончая
современными.
Рис.29. Дворцовые
вазы и парадные сервизы разных стилей выглядят по-праздничному в обстановке
залов Грота на фоне исторических персонажей. В левой части снимка – бюст султана
Сулеймана.
Рис.30. Любимая жена султана Сулеймана и ваза императрицы
Александры Фёдоровны, подаренная ей на рождество в 1836 году.
Рис.32. Чайный сервиз Елизаветы Петровны. Чайник, сахарница
и чайная пара чашек с крышкой и блюдцем –копии первых изделий, выполненных на Парцелиновой
мануфактуре , как тогда назывался императорский фарфоровый завод. Сервиз
декорирован в стиле барокко – золото, богатая роспись, лепка.
Рис.32. От Грота аллея ведёт к Горбатому мостику,
перекинутому там, где Рыбный канал соединяется с Большим озером. По нему можно
войти в Эрмитажную рощу.
Рис.33. Гротовая часть сада соединяется с Эрмитажной ( Дикой
рощей ) несколькими мостами – чугунными и гранитными, перекинутыми через Рыбный
канал. На центральной аллее сада через Рыбный канал перекинут второй Горбатый
гранитный мост. Отсюда можно окинуть взглядом всё пространство Нижнего сада с территории Дикой рощи.
Комментариев нет :
Отправить комментарий