Турецкий павильон Николая I в Екатерининском парке


Император Николай I – внук Екатерины Великой в 1850-1852 годах украсил парк памятным сооружением в честь своей победоносной  войны с Турцией в 1828-1829 годах, окончившейся Адрианопольским миром.

Рис.1. Это изящное сооружение построено по проекту архитектора Ипполита Монигетти.

Монигетти Ипполит Антонович, он же Ипполит Мартин Флориан Монигетти  ( 1819 – 1878 ) – русский архитектор швейцарского происхождения. Творчество Монигетти относится к периоду господства романтизма в русской культуре 19 –го века.  Окончил московское Строгановское училище технического рисования. Навыки, полученные им в рисовальной школе, сделали Монигетти непревзойдённым мастером этого вида искусства. Монигетти вышел из стен этого заведения в качестве художника прикладного искусства. В 1835 – 1839 годах он изучал архитектуру в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. После  окончания  Академии  он отправляется в Италию, Грецию , страны Ближнего Востока, Турцию и Египет, посещает Париж, Константинополь, Каир и всюду тщательно изучает памятники архитектуры, используя свои навыки рисовальщика. В 1847 году после представления альбома своих рисунков памятников  восточной архитектуры Монигетти получает звание академика Академии художеств . По личному указу Николая I в 1847 году  Монигетти поступает на службу в министерство императорского двора в качестве архитектора Царскосельского дворцового ведомства. Здесь ему приходится работать над переустройством и ремонтом  царскосельских дворцов, созданных его выдающимися предшественниками.  За реконструкцию парадной лестницы в Большом Царскосельском дворце  в 1858 году Монигетти получает звание профессора архитектуры.

Рис.2. Император Николай I сам выбрал место для Турецкого павильона на мысу Большого озера.

Он приказал расположить его недалеко от Турецкой башни-руины, рядом с Мраморным мостом и Красным (Турецким) каскадом над протокой из Верхних прудов в Большое озеро. 

 
Рис. 3. Павильон  – первое архитектурное произведение Ипполита Монигетти.

Николай I предполагал построить здесь настоящую турецкую баню- хаммам, но за недостатком средств пришлось обойтись упрощённым вариантом. Император одобрил проект Монигетти, выполненный по мотивам архитектуры небольшой Адрианопольской мечети. Николай I внимательно следил за ходом строительства, и даже лично приобрёл несколько предметов для  внутреннего украшения павильона.
Рис. 4. Павильон Турецкой  бани спроектирован Монигетти как небольшая мечеть с золочеными куполами и с минаретом, увенчанным полумесяцем.

Для наружного и внутреннего украшения павильона Монигетти использовал богатый арсенал орнаментов и восточную палитру красок.
В исламском искусстве не принято украшать помещения статуями, иконами, изображениями людей и животных. В архитектуре для декора используются разного рода приёмы – колонны, купола, своды, витражные окна, объёмный орнамент. На стены наносится геометрический и растительный орнамент, мудрые изречения в изящной арабской вязи. Широко используется символика цвета и рисунка.
Разнообразие исламского орнамента укладывается в геометрические и растительные формы с использованием каллиграфии. Основные узоры орнамента-руми, ислими, гирик, чинтамани. Руми орнамент развивался по линии стилизации формы листьев и бутонов цветов. Ислими-
обобщённый непрерывно развивающийся, вьющийся  растительный побег в форме спирали. Гирик- составляется из прямоугольников и окружностей. Чинтамани – узор на основе трёх включённых друг в друга окружностей. Орнаментальные узоры слагаются в арабески, усложняются  бесконечным повторением разнообразных форм. Арабески – самый распространённый приём отражения бесконечности мироздания в искусстве ислама.
 Каллиграфия с прославлением  Аллаха столь же традиционна, как узоры орнамента. В цветовой гамме орнамента преобладают насыщенные оттенки зелёного, синего, красного и жёлтого цвета. Цифровая символика – также широко применяемый способ сакрального отображения окружающего мира. Четвёрка ассоциируется с четырьмя буквами имени Аллаха. Шестиугольник символизирует 6 столпов веры, 8-ми лучевая звезда соотносится с представлением о рае и восемью ангелами, стоящими у трона Аллаха.
Все цифровые и предметные аналогии ислама идут из бесконечной глубины веков, связаны общими законами природы и заложены в подсознание человека. Гармония формы и цвета в исламском традиционном искусстве вызывает ответную реакцию у любого человека, независимо от его вероисповедания. Великий мистик и поэт Востока Омар Хайям утверждал, что “ … Наш мир – поток метафор и символов узор…“.  Высшее проявление философии ислама – архитектура мечети.           
Рис. 5.  Музыка небесных сфер звучит  под куполом мечети:
                                … Купол мечети – дверь в небеса,
                                    Таких геометрий вращенье,
                                    Что гаснет разум в восхищеньи…
         (Мусульманский поэт Джаннат  Хасанов, стихотворение Мечеть шейха Лотфуллы в Исфахане).

Турецкий павильон Ипполита Монигетти, называемый Турецкой баней, является скорее аналогом мечети, нежели банным сооружением, несмотря на то, что внутри неё установлены фонтаны из бань и помещения носят такие названия как Раздевальня и Мыльня.
  
Рис.6. Купола Турецкого павильона архитектор покрыл золотом. Большой купол украсил турецкой орнаментальной вязью.  Подкупольное пространство стен и колонны минарета несут несколько рядов узора, выступающих один над другим. В узоре бордюра под куполом доминирует тюльпан - священный цветок Востока.

Рис.7.  Вход  в павильон представляет собой богато орнаментированный портал под золочёным ребристым куполом. Он подобен богато украшенному михрабу (михраб – ниша  в стене мечети, указывающая направление к главной мечети Мекки).

Рис.8. Колонны портала-михраба несут полукупол, своды его заполнены сталактитами – объёмным орнаментом в виде призм, нависающих  рядами один над другим. Изящество орнаментальных полос бордюра по красоте не уступает михрабам знаменитых мечетей.

Со стороны входа в павильон открывается вид на озеро с Чесменской ростральной колонной, поставленной в память о победе  русской эскадры под руководством Алексея Орлова над турецким флотом при Чесме в Эгейском море в 1770 году.
Убранство помещений  Турецкого павильона выполнено в традициях исламского искусства. Стены  комнат – Вестибюля, Раздевальни, Мыльни, Купольного зала и Шестигранного кабинета облицованы цветной мозаикой  из искусственного мрамора, украшены  лепным и живописным орнаментом. Вдоль стен во всех комнатах установлены старинные  мраморные турецкие фонтанные доски с чашами фонтанов.  Верхние части стен и фонтанов несут надписи с философскими изречениями.  Шахматный узор из квадратов белого и серого цвета природного мрамора покрывает полы. Залы освещаются тёплым желтовато-оранжевым  светом.
Рис.9. Стена Вестибюля украшена трофейной мраморной доской  со стихами-приветствием 17-го века.       
                     …  Жителю этой обители откроется дверь для счастья.
                           Да удовлетворит вечный на троне шахиншах
                           Любую его просьбу в роскоши счастливой…

Пройдём по залам Турецкого павильона – бани. Нам предстоит соприкоснуться с архитектурой, необычной  для строений Екатерининского парка.
Рис.10. Раздевальня – небольшое помещение, сводчатые стены и потолки которого декорированы богатым  золочёным восточным орнаментом.

Гамма синего и зелёного цвета в позолоте несёт тот же смысл, что и стихотворное посвящение над входом в вестибюль. Синева- пожелание жизненной силы, зелень -благополучия и стойкости. Золотое сияние обещает богатство, славу и торжество. Люстра - лампада в мавританском стиле с разноцветными стёклами и кистями дополняет украшение зала. Люстра была куплена лично императором для этого павильона.
Рис.11. Цветок тюльпана, повторенный восемь раз, служит основой узора потолка, в центре которого – восьмилепестковый цветок лотоса. Ростки от непрерывно вьющегося побега слагают бесконечные сложные  арабески, говорящие о  вечном. Они вплетены в восточный орнамент сводов и стен Раздевальни.

Рис.12. Нижняя часть стен покрыта простым геометрическим орнаментом красного и черного цвета.
 Соразмерная с величиной помещения мебель в восточном стиле была специально создана по макетам архитектора русскими и французскими мастерами или приобреталась им на различных распродажах.
Рис.13.  Двусторонний золочёный Каскадный фонтан Раздевальни установлен в стене между  Раздевальней  и следующей за ней Мыльней. Во время оккупации он был разбит на мелкие кусочки и собран в процессе реставрации павильона.

Рис.14. Этот Каскадный фонтан украшает три помещения. Вязь этого фонтана просматривается как со стороны Мыльни, так из Купольного зала (вид на Раздевальню и Каскадный фонтан из Купольного зала). Верхняя часть фонтана украшена каллиграфией по синему фону.

Рис.15. Вдоль стен Мыльни справа и слева от золочёного резного Каскадного фонтана установлены мраморные фонтаны.

Коллекция фонтанов была вывезена в качестве трофея из бань турецкой султанши и принадлежала Григорию Потёмкину - покорителю Крыма , морганатическому мужу Екатерины Великой. Фонтанные доски украшены колоннами и нишами михрабов, на верхней части  можно разглядеть полустёртые каллиграфии. Стены Мыльни желтоватого солнечного цвета, внизу они покрыты крупным узором, заключённым в бордюры киноварного оттенка.

Рис.16. Мраморный фонтан Мыльни у противоположной стороны. Сложная резьба  мраморных досок и чаш фонтанов, в обрамлении колонн свидетельствуют об особом почитании воды в культуре Востока.

Рис.17. Вход из Мыльни в  большой центральный Купольный зал с мраморной чашей бассейна оформлен высокой аркой, декорированной геометрическим и растительным орнаментами.

Рис.18. Купольный зал  имеет восьмигранную форму.

Рис.19. В центре его  - восьмиугольная чаша мраморного бассейна, вдоль стен – мраморные фонтаны. Они чередуются с турецкими диванами в углублениях  стен.

Рис.20. Купольный свод Большого восьмиугольного зала украшен резным фризом и полукружьями арок, расписанных орнаментами с преобладанием красного и жёлтого цвета.

Свод над центральным, восьмигранной формы залом, несёт два ряда арок. Нижний ряд опирается на колонны. Над каждой из восьми арок нижнего ряда расположены три арки второго ряда. Ряды отделены фризами, декорированными объёмным и живописным орнаментами. Между колонн расписные мраморные доски. С потолка свисают лампады – многочисленные источники света.
Рис.21.   Из под купола через шестигранные окошки  в зал поступает дневной свет.

Рис.22. Для традиционного отдыха с кальяном и курительными трубками устроен Шестигранный  кабинет.

Рис. 23. При входе в павильон мы навряд ли обратим внимание на смысл оформления входной двери. Но, побывав в его стенах и вникнув в орнаментальную символику Востока, мы не пройдём мимо прекрасного  геометрического орнамента из квадратов, ромбов, пятиугольников, шестиугольников, параллельных линий и звёзд.

Мемориал Отечественной войны 1812 года в Екатерининском парке


                                                “Могучая сила повелевает мне стать диктатором всего мира”
                                                                                                        Наполеон Бонапарт,1811 год.
24июня 1812 года в Россию вторглась “Великая Армия” Наполеона Бонапарта. Ядро её составляла закалённая в битвах французская императорская гвардия. Солдатская масса была набрана из населения поверженных стран- Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Испании, Баварии, Пруссии, Австрии, Дании, Норвегии, королевств Неаполя, Папской области, Иллирии, Баварских княжеств, Великого княжества Варшавского.
На территорию России вступила 600-соттысячная армия. Ей противостояли 147 тысяч русского войска.
Ход войны пошёл не так, как планировал Наполеон. Он жаждал крупных сражений и быстрой победы. Его армия с огромным скарбом, с пушками и боезапасами, не встретила упорного сопротивления. Русские медленно отступали к Москве. Они применили тактику выжженной земли, уничтожали всё, что могло быть использовано противником, изматывали его мелкими стычками и партизанскими наскоками.
16-18 августа противники сошлись в битве под Смоленском.  После  кровопролитного двухдневного сражения, в котором русская армия потеряла более 10 тыс. убитыми,  французы заняли город.
7 сентября состоялось самое ожесточённое сражение этой войны - битва при деревне Бородино.
Рис.1. Вам не видать таких сражений!  Носились знамена, как тени,
 в дыму огонь блестел,
             звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала,
              и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
М.Ю.Лермонтов. Бородино. 1837 год.   Картина Луи-Франсуа Лежена.1822.

В Бородинской битве русские потеряли 45 тысяч убитыми, французы-40 тысяч.
Обе армии разошлись обескровленные. Русские решили сдать Москву без боя.
14 сентября Наполеон вошёл в Москву, оставленную армией и населением города. Начались грабежи, насилия, пьянство. В разных концах города запылали пожары, за 4 дня деревянный город выгорел почти дотла. Армия Наполеона превратилась в неуправляемую массу. Наполеон просил перемирия, но не получил ответа. Русская армия перекрыла дороги вокруг Москвы и блокировала французскую армию.
19 октября Наполеон со своим штабом покинул Москву.
23 октября за ним двинулась его армия, оставив в городе 4000 раненых. Деморализованная, голодная, больная, плохо обутая и одетая не по сезону, армия шла по разорённой Смоленской дороге обратно к Неману. Русская армия преследовала французов и навязывала сражения. В ноябре начались заморозки.
Рис. 2. Окончательной катастрофой стало сражение при переправе французской армии через Березину ( рис. Березина. Военная энциклопедия И.Д.Сытина, т.4. 1911 ).

26-28 ноября в боях на переправе через Березину французская армия потеряла  около 30 тысяч человек, 50 тысяч человек и обозы остались на русской стороне.
В начале декабря остатки армии Наполеона, обмороженные и оборванные, со знаменем Империи, вернулись за Неман. 5 декабря Наполеон оставил армию и бежал в Париж.
Война обернулась для Наполеона ужасными последствиями. Из 600- сот тысячного войска на полях России остались 350 тысяч убитыми, 130 тысяч сдались в плен, множество дезертировало, вернулось 18 тысяч. Наполеон потерял всю конницу и артиллерию.
На следующий год Россия продолжила войну с Наполеоном на территории Европы в союзе с Пруссией  и Австрией.  В “битве народов” 16-19 октября 1813 года под Лейпцигом союзная армия разбила 180-тысячную армию Наполеона. Наполеон с остатками армии ушёл за Рейн во Францию. 1 января 1814 года союзные войска вступили во Францию.
14 марта русские войска во главе с Александром I  вошли в Париж.
Рис.3. О взятии Парижа напоминает памятный знак перед стенами Софийского собора –полкового храма императорской гвардии в Царском Селе.

1 апреля Наполеон отрёкся от престола.
Рис.4. В 1817 году в пятую годовщину Бородинского сражения по велению Александра I в Екатерининском парке были воздвигнуты Мемориальные ворота в память о великой войне русского народа с Наполеоном.

В аттике ворот посвящение от Александра I гласит “Любезным моим сослуживцам”. С противоположной стороны надпись продублирована на французском языке. Ворота соорудили по проекту архитектора Василия Стасова.
Стасов Василий Петрович (1769 -1848) - выдающийся русский архитектор. Родился в Москве в небогатой дворянской семье. Обучался рисованию и черчению в гимназии Московского университета. Трудовую жизнь начал с 14 лет в Экспедиции архитектурных дел в должности чертежника –замерял земельные участки, составлял обмеры зданий.  1790 году становится помощником архитектора – разрабатывал фасады для многих зданий в Москве. С 1802 по 1808 год изучал архитектуру   Франции, Италии, Австрии, Польши. В 1808 году получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры Святого Луки. С 1816 года руководил застройкой Петербурга и его пригородных резиденций.
В  войне с Наполеоном на алтарь победы были принесены непомерные жертвы. Россия понесла огромные потери. Победу принесли массовый героизм всех слоёв общества  и тактика главнокомандующих М.И.Кутузова и Барклая де Толли по сохранению армии . 
Рис.5. Чугунные Мемориальные ворота с восемью шестиметровыми дорическими колоннами, с тяжелым антаблементом символизируют тяжесть вынесенных Россией испытаний в борьбе с Наполеоном.

Общий вес ворот более 100 тонн. Чугунные отливки колонн были выполнены в Петрозаводске, далее водой доставлены в Петербург и по суше – в Царское Село.  Детали, венчающие колонны - антаблемент и аттик были изготовлены в Петербурге. Ворота поставлены на фундаменте из бутовой плиты с гранитными сваями.
Рис. 6. Детали ворот– пример передового для того времени российского художественного чугунного литья.

Процесс отливки колоссальных деталей возглавил видный петербургский инженер шотландского происхождения Мэтью Кларк.
 Мзтью ( Матвей Егорович ) Кларк ( 1776 – 1846 ) – выдающийся русский инженер и изобретатель шотландского происхождения. Приехал в Россию в 1786 году вместе со своим отцом Джоржем Кларком - сподвижником английского металлурга и промышленника Чарльза Гаскойна.  В 1792 году начал службу по Горному ведомству литейным мастером на Кронштадтском заводе. В 1811 году как знаток чугунолитейного производства был определен  смотрителем Санкт-петербургского литейного завода. В 1826 году назначен директором нового Александровского литейного завода. На заводе производились строительная техника, пароходы, металлический декор для архитектурных сооружений, металлические конструкции для постройки зданий и мостов. Матвей Кларк закончил службу в 1846 году в звании обер-берг-гаутмана 4-го класса – генерала корпуса горных инженеров, созданного в 1834 году.  Дети Матвея Кларка были связаны семейными узами с семьей архитектора Василия Стасова, с которым их отец работал над созданием  архитектурных шедевров .
Рис .7. Полукруглая площадка перед мемориалом ограждена декоративной решеткой из копий.  Решетка выполнена по проекту архитектора Адама Менеласа.

Рис.8. Копья ограды украшены щитами и мечами.

Рис.9. Мемориальный памятник стоит в дальнем углу Екатерининского парка на пересечении Садовой и Парковой улиц.

После установки чугунных Мемориальных ворот Нижние пруды превратились из участка пейзажного парка, созданного Василием Нееловым и Трифоном Ильиным в 70-х годах 18-го века, в мемориальный парк.
Рис.10. Он начинается у большой плотины близь Адмиралтейства.

Рис.11. От Адмиралтейства к чугунным Мемориальным воротам ведёт длинная широкая дубовая аллея.

Рис.12. Мощные стволы дубов, словно почётный караул, приводят к концу аллеи с полукруглой площадкой и монументом.

Рис.13. Этот край Екатерининского парка немноголюден.

Рис.14. Здесь всегда царит торжественная тишина.

Рис.15. Границей мемориала   служит берег третьего Нижнего пруда.

Рис.16. По берегу Нижних прудов  с мостами-плотинами можно вернуться обратно к Большому озеру и попасть в центр Екатерининского парка.

Рис.17. Группы лиственных деревьев – дубов , клёнов и лип на больших осветлённых полянах молчаливо сопровождают вас. 

Рис.18.  Вы минуете Морейскую колонну, установленную в Эрмитажной роще на берегу между вторым и первым Нижними прудами.

Морейская колонна напоминает о подвиге екатерининских орлов, когда в 1770 году они победили турецкую армию в морском сражении – шестьсот человек под командованием Фёдора Орлова взяли в плен шесть тысяч.

Рис.19. У первого пруда можно подняться на искусственную аллею-подъём, названную в честь садовника Трифона Ильина, создателя этого участка Екатерининского парка.

Рис.20. С высоты Трифоновой горки просматриваются плотина, за ней - Большой пруд - озеро и главная Рамповая аллея парка на противоположной стороне озера.

Екатерининский парк при императоре Александре I


                               
Создание Екатерининского парка в Царскосельском Селе было завершено при Екатерине Великой с участием трёх представителей династии Нееловых – отца Василия и сыновей Ильи и Петра. Архитектор Илья Неелов умер еще при Екатерине, в 1794 году. На его место был назначен его брат Пётр Неелов - младший сын архитектора и создателя пейзажного парка Василия Неелова.
 Петр Васильевич Неелов ( 1749 – 1848 ) начал трудовую деятельность с 13 лет подмастерьем в “архитектурной команде” Конторы строений Царского Села. По повелению императрицы Екатерины II он был отправлен в 1771 году в Англию вместе с отцом Василием Нееловым. Отец и сын были посланы “на неопределенное время” для изучения “видов английских садов” и архитектуры. Василий Неелов пробыл в Англии полгода, а Петр вернулся через 4 года и определился на военную службу.  Состоял в качестве архитектора-строителя в лейб-гвардии Преображенском и Петербургском драгунском полках. После смерти Ильи Неелова Екатерина II назначает Петра Неелова главным архитектором Царского Села. В этой должности Петр Неелов пребывает при императорах Павле I, Александре I и Николае I.  За труды семьи Нееловых  в 1810 году Петру Неелову императором Александром I было пожаловано дворянское звание с гербом.  В гербе Нееловых на “щите, разделенном надвое, в верхней серебряной половине изображен разогнутый циркуль, внизу – линейка…”.
     В недолгое царствование сына Екатерины II, при императоре Павле I, дворцы и парки Царского Села оставались без должного внимания. По приказанию Павла оттуда вывозилось все, что могло пригодиться при строительстве его огромного Михайловского замка в Санкт-Петербурге и загородных резиденций Гатчины и Павловска. Перемещались произведения искусства –мебель, скульптура, облицовка стен, оранжерейные растения и даже рыба из прудов.

Рис. 1. В конце Рамповой аллеи с Пудостского моста  можно увидеть большой круглый цоколь диаметром около 10 м , сложенный из огромных отесанных глыб гранита. Это остатки круглой беседки – ротонды , сооруженной при Екатерине II  на ее любимом Розовом поле.

Открытая беседка под круглым куполом с колоннами из серого сибирского мрамора была построена в 1793-1794 годах. Пол был услан мраморными белыми и синими плитками, вдоль стены имелись две железные скамьи. В 1800 году по приказу Павла I беседка была разобрана и мраморные колонны вывезены в Петергоф. Разграбление Царского Села прекратилось в 1801 году, когда к власти в результате дворцового переворота пришел его сын Александр I Павлович. При Александре I была проведена реконструкция планировки улиц и Царское Село приобрело статус города. Появились многорядные бульвары в центре и вокруг Царского Села. Екатерининский парк пополнился несколькими сооружениями архитекторов Петра Неелова, Луиджи Руска и Василия Стасова.

Рис.2. По проекту Петра Неелова в 1796 году в районе Треугольной площади рядом с аркой Малого каприза был построен павильон Вечерний зал. Здание классического стиля.

Внутреннее помещение разделено на Большой зал и два маленьких кабинета. В период оккупации Царского Села здание было сильно разрушено, от внутреннего убранства остался только плафон потолка.

Рис. 3. Фасад Вечернего зала с 4-мя высеченными из камня колоннами-кариатидами по сторонам от входных дверей обращен к памятнику Александра Ланского – фаворита Екатерины Великой.

Рис.4. Открытое пространство между павильоном Вечерний зал и памятником  Ланскому - округлый пруд и большой зеленый луг очерчено  кипами крон деревьев.

Рис.5. Этот вид от стен Вечернего зала на памятник Александру Ланскому - одно из самых сентиментальных мест пейзажного Екатерининского парка.

В 1808-1810 годах садовый мастер Джозеф Буш и архитектор Луиджи Руска  благоустраивают участок бывшей Катальной горки. На месте разобранного к тому времени павильона Катальной горки Франческо Бартоломео Растрелли, возводится Гранитная терраса, а на другом конце горки у Большого пруда строится Гранитная пристань.

Рис. 6. Катальная горка, в начале которой Луиджи Руска построил Гранитную террасу, имела широкий спуск по склону холма до острова с Музыкальным залом на Большом пруду.

Луиджи Руска ( 1762 -1822 ) – представитель старинного итальянского рода живописцев, скульпторов и архитекторов.  Работал в России вместе с отцом Иеронимо Руска с 1783 года. Они были приглашены в Россию в качестве “каменных дел” мастеров Придворного ведомства для строительства Зимнего дворца. В 1802 году Луиджи получает звание придворного архитектора. Его самостоятельная деятельность началась с восстановления полуразрушенного Таврического дворца светлейшего князя Григория Потемкина. При Павле I этот  роскошный дворец морганатического мужа Екатерины II был превращен в казармы  с манежем и конюшнями в парадных залах. Луиджи Руска спроектировал и построил в Санкт-Петербурге и других городах России большое количество дворцов и общественных зданий, отделывал интерьеры особняков. Считается одним из лучших зодчих русского классицизма.
При строительстве Гранитной террасы на вершине холма и Гранитной пристани на берегу Большого озера скат бывшей Катальной горки от вершины до подножья был превращен в зеленые уступы.
  
Рис. 7.Верхняя часть склона по краю главной Рамповой аллеи, была оформлена  как подпорная стенка в виде аркады с рельефными дугами арок, с балюстрадой и с двумя лестничными спусками.

Рис. 8. Эта подпорная стена из розового и серого гранита  -   изысканное произведение архитектора и мастеров-камнерезов использована в качестве постамента для экспозиции античной скульптуры.

Рис. 9.   Фавн с козленком, Диана, Аноксиолон, Венера Медицейская и другие изваяния стоят на фоне неба и как бы парят в открытом пространстве воздуха.


Рис.10. Статуи – копии с античных оригиналов выполнены в Петербурге гальванопластическим методом в мастерской Иоганна Августа Гамбургера и помещены на парапете террасы в 60-х годах 19 века.


       Иоганн Гамбургер (1800 – 1869) – мастер гальванопластики Петербургской Академии художеств немецкого происхождения.  Приехав в Петербург из Германии после окончания реального училища в 30-х годах 19 века, он начал работать в американской компании «Петролеум “и заинтересовался методом гальванопластики. Открытие этого способа отливки фигур путем погружения восковой модели в гальванический раствор русским академиком Б.С.Якоби сопоставимо с изобретением книгопечатания. Опыты Иоганна Гамбургера позволили применить метод к отливке моделей больших размеров и сложных форм. В мастерской Иоганна Гамбургера были отлиты более полусотни античных скульптур для украшения парков в императорских резиденциях, 4 больших  памятника для городов России, а также много других фигур и бюстов..
Одновременно с Гранитной террасой на другом конце трассы Катальной горки на берегу Большого пруда была сооружена Гранитная пристань.

Рис. 11. Прямоугольная пристань спускается к воде тремя ступенями.  По краям спуска установлены постаменты для скульптур. Копии античных скульптур Боец и Дискоболец  были поставлены в 1850 году.

Рис.12. На противоположной стороне от Бойца на Гранитной пристани расположена копия античной скульптуры Дискобольца.
    
Рис. 13. В 1810 году в парке появился фонтан с бронзовой скульптурой Молочницы - девушки, горюющей над разбитым кувшином. Она так органично вписалась в ткань парка, что стала его символом.

У ног девушки лежит разбитый кувшин, из него вытекает струя ключевой воды. Пьедесталом для скульптуры служит огромный обработанный гранитный валун. Сюжет памятника принято истолковывать по басне Лафонтена: идя на базар, юная Перетта размечталась о том, что много чего хорошего можно обменять на кувшин с молоком, споткнулась и выронила кувшин. Молоко пролилось на землю, а Перетта горюет о том, что теперь мечты её не исполнятся. 
Фонтан - струя прозрачной  воды, вытекающая из кувшина,  устроен по проекту  инженера Августина Бетанкура. По его проекту вода отведена к фонтану из единственного на территории парка ключевого источника, расположенного выше по склону.
Бетанкур Августин Августинович ( Августин де Бетанкур и Молина ) – российский учёный испанского происхождения (1758-1824) . Выехал из Испании в Россию в 1808 году, будучи высокообразованным специалистом в области судоходства, телеграфной связи, машиностроения, мостостроения. Был принят на русскую службу в чине генерал-майора. В 1810 году в Санкт-Петербурге организовал Институт корпуса инженеров путей сообщения. С 1819 года состоял в Комитете министров Российской империи. Был отмечен высшими орденами Российской империи.
Статуя была выполнена по специальному заказу Александра I скульптором Павлом Соколовым. Этот своеобразный памятник является данью уважения  императрице Елизавете Алексеевне – жене Александра I. В 1801 году опытные царедворцы-интриганы вынудили  19-тилетнего Александра дать согласие на бескровное свержение отца. Жена Александра Елизавета знала о заговоре, но не стала вмешиваться в происходящее. В результате император Павел I был убит заговорщиками.  Его вдова императрица Мария Фёдоровна в качестве расплаты за отцеубийство практически забрала у сына власть. Александр I - император сильнейшей европейской державы нашёл себя в борьбе за спасение европейских монархий от Наполеона Бонапарта. Пока Александр Благословенный – освободитель Европы -  воевал за рубежами России, его жена- коронованная императрица Елизавета Алексеевна вынуждена была жить в тени вдовы императора Павла I, несмотря на то, что её прочили в регентши в случае смерти Александра на театре боевых действий. С нею были связаны надежды русского общества на переход к конституционной монархии.
 
 Рис.14. Императрица Елизавета Алексеевна, урождённая принцесса Луиза Мария Августа Баденская ( художник Л.Ж.Монье, 1805 ) была необычайно красива, добра и пользовалась любовью всех слоёв российского общества.

При ней высший свет перешёл с французского на русский язык. При её попечительстве процветали Лицей,  русская литература, исторические исследования. Юный Пушкин воспринимал императрицу Елизавету как свою Музу.
                      …Я. вдохновлённый Аполлоном, Елизавету втайне пел.
                          Небесного земной свидетель, воспламенённою душой
                          Я пел на троне добродетель с её приветливой красой.
                          Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой,
                          И неподкупный голос мой был эхо русского народа.
                     (из стихотворения А.С.Пушкина  “ На лире скромной, благородной…“  1818 год)

Рис.15. Юная Перетта с черепком в руке от разбитого кувшина – портретное изображение императрицы Елизаветы Алексеевны.

“Вечно печальной деве” царскосельских садов посвящены строки  А.С.Пушкина:
                                  Урну с водой уронив об утёс, её дева разбила,
                                  Дева печально сидит, праздный держа черепок.
                                  Чудо: не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,
                                  Дева над вечной струёй, вечно печально сидит.