Нижний парк Петергофской императорской резиденции
представляет собой цепочку отдельных садов со своими фонтанами, газонами,
партерами и участками фруктовых
деревьев. Они расположены вдоль высокого древнего материкового уступа или
примыкают к главным аллеям парка.
Оранжерейный сад с
Большой Каменной оранжереей был создан в 1722-1726 годах по проекту архитектора
Николо Микетти, строили его архитектор Иоганн Браунштейн и его архитектурный
помощник Михаил Земцов, который позже стал главным строителем Петергофа. В годы
войны Петергоф с его уникальными дворцами, садами и фонтанами был полностью
разрушен. То великолепие, которое мы видим сегодня, является результатом
многолетнего труда архитекторов,
реставраторов, инженеров, садоводов , поднявших из руин в течение
послевоенных десятилетий прекрасные дворцы и сады Петергофа.
Рис.1.Оранжерейный сад находится за Церковным корпусом
Большого Петергофского дворца под высоким склоном древнего Балтийского моря.
Рис. 2. Вход а Оранжерейный сад со стороны Церковного
корпуса представляет собой пологий
спуск-пандус.
Этот пандус был частью парадного входа ко дворцу Монплезир.
В старые времена над этой частью склона
за балюстрадой ограды Придворцовой
площади стояли 36 пушек, из которых
салютовали во время императорских праздников. Праздники в Петергофе при всех
императорах сопровождались салютами и иллюминациями.
Рис.3. На крутом участке спуска, оформленном
перилами-балюстрадой, устроена лестница с широкими метровыми ступенями. Эта
особенность имела значение для дам, разодетых по моде 18-го века в платья с огромными юбками на кринолинах.
Рис. 4. С вершины пандуса открывается вид на Оранжерейный сад.
Большая Каменная оранжерея полукольцом длиною в 34 метра охватывает круглую
площадь с фонтаном в центре. Оранжерея выполняет роль стены, защищающей сад от
холодных балтийских ветров. Перед оранжереей распланированы грядки-клумбы, здесь же растут
старые фруктовые деревья.
Рис.5. Оранжерея строилась по проекту Николо Микетти в
течение 1721-1725 годов. Здание похоже на небольшой уютный дворец с двухэтажным центром и боковыми крыльями под
мансардой.
Наружные стены здания декорированы пилястрами – плоскими
колоннам, которые чередуются с высокими большими мелко остеклёнными окнами.
Крыша несёт декоративное ограждение – балюстраду со 112 вазами трёх разных
видов, форм и размеров. В настоящее время оранжерея используется как
кафе-ресторан. Оригинальное помещение пользуется большим успехом у посетителей
парка.
Рис. 6. Центральное место на площади перед оранжереей занимает
фонтан с круглым бассейном и со скульптурой Тритона в центре.
Бассейн фонтана был многоугольным, согласно правилам
барокко, его поставили в 1726 году по проекту архитектора Т.Усова. Позже форму
бассейна поменяли на круглую. Трубопровод подведён фонтанным мастером
П.Суалемом. Вода к фонтану подаётся от восточного Квадратного пруда Верхнего
сада, расположенного перед Церковным корпусом Большого дворца. Вода фонтана используется
для полива растений Оранжерейного сада.
Рис.7. Скульптурная
группа в центре бассейна была установлена в 1726 году. Свинцовая фигура Тритона, злобного чудовища и черепашек
выполнена петровским скульптором Карло Растрелли, отцом архитектора Бартоломео
Растрелли. Она была позолочена.
В 1876 году обветшалая скульптура была заменена
гальванопластической, выполненной из бронзы по рисункам и моделям Д.Иенсена.
Она была вывезена фашистами в период оккупации и восстановлена по чертежам и
рисункам 18-го века скульптором А.Гуржием.
Рис.8. Скульптурная
группа фонтана является символическим памятником победы России в войне 1700-1721
годов за господство на Балтийском море. Тритон – морское божество, сын
Посейдона и нереиды Амфитриты - олицетворение России, а морское чудище- Швеция.
Черепашки – союзники Швеции, в ужасе убегают с поля боя.
Рис. 9. Осенью, когда Оранжерейный сад раскрашен палитрой
фантастических оттенков, а водная пелена
не скрывает художественных достоинств скульптуры, можно рассмотреть детали смертельной схватки - раны на бёдрах
Тритона, мощь его мускулатуры, когтистые лапы и страшную пасть чудовища.
Рис.10. Вокруг фонтана разбита круглая площадка для
пешеходов. От неё в разные стороны
лучами расходятся длинные грядки, размещённые на зелёных газонах.
Рис. 11. На грядках выращиваются экзотические декоративные
кустарники и многолетники, перенесённые из других природных зон для
акклиматизации в парке.
Полукруглое здание оранжереи и противоположный высокий склон
формируют свой микроклимат, более благоприятный для экзотических растений. Это
позволяло выращивать разнообразные огородные и цветочные растения, иноземные
кустарники. Изначально сад при оранжерее использовался для выращивания овощей,
пряных растений, ягод и фруктов для царского стола. Виноград, арбузы, дыни, апельсины и лимоны
были обычными плодами. Оранжерейные экземпляры апельсиновых, лимонных деревьев,
виноград и другие теплолюбивые растения выставлялись на открытый воздух при
наступлении солнечных весенних дней.
Рис.12. Самые главные
цветы Петергофских садов –тюльпаны. Цветы весны и начала лета. Ранней весной в
Петергофе высаживаются тысячи тюльпанов разных сортов. Особенно много в
Петергофе выращивается красных тюльпанов - любимых цветов Петра I.
Рис. 13. Красные тюльпаны преобладают
в посадках партера под склоном вдоль аллеи, ведущей от бассейна фонтана с фигурой Тритона к площади Римских фонтанов .
Рис.14. Алыми
пятнами тюльпанов расцвечена обширная поляна с другой стороны аллеи.
Рис.15. Поляна граничит с Площадью Римских фонтанов. Граница
Оранжерейного сада и площади Римских фонтанов
отмечена шатровой елью, конусовидными пирамидками туи и живой изгородью
кустарника.
Комментариев нет :
Отправить комментарий