Оранжерейный сад в Нижнем парке Петергофа



Нижний парк Петергофской императорской резиденции представляет собой цепочку отдельных садов со своими фонтанами, газонами, партерами и участками  фруктовых деревьев. Они расположены вдоль высокого древнего материкового уступа или примыкают к главным аллеям парка.
Оранжерейный сад с Большой Каменной оранжереей был создан в 1722-1726 годах по проекту архитектора Николо Микетти, строили его архитектор Иоганн Браунштейн и его архитектурный помощник Михаил Земцов, который позже стал главным строителем Петергофа. В годы войны Петергоф с его уникальными дворцами, садами и фонтанами был полностью разрушен. То великолепие, которое мы видим сегодня, является результатом многолетнего труда архитекторов,  реставраторов, инженеров, садоводов , поднявших из руин в течение послевоенных десятилетий прекрасные дворцы и сады Петергофа.

Рис.1.Оранжерейный сад находится за Церковным корпусом Большого Петергофского дворца под высоким склоном древнего Балтийского моря.

Рис. 2. Вход а Оранжерейный сад со стороны Церковного корпуса  представляет собой пологий спуск-пандус.

Этот пандус был частью парадного входа ко дворцу Монплезир. В старые времена  над этой частью склона за балюстрадой ограды  Придворцовой площади стояли  36 пушек, из которых салютовали во время императорских праздников. Праздники в Петергофе при всех императорах сопровождались салютами и иллюминациями.

Рис.3. На крутом участке спуска, оформленном перилами-балюстрадой, устроена лестница с широкими метровыми ступенями. Эта особенность имела значение для дам, разодетых по моде 18-го века в  платья с огромными юбками на кринолинах.

Рис. 4. С вершины пандуса открывается вид на Оранжерейный сад. Большая Каменная оранжерея полукольцом длиною в 34 метра охватывает круглую площадь с фонтаном в центре. Оранжерея выполняет роль стены, защищающей сад от холодных балтийских ветров. Перед оранжереей  распланированы грядки-клумбы, здесь же растут старые фруктовые деревья.

Рис.5. Оранжерея строилась по проекту Николо Микетти в течение 1721-1725 годов. Здание похоже на небольшой уютный дворец  с двухэтажным центром и боковыми крыльями под мансардой.

Наружные стены здания декорированы пилястрами – плоскими колоннам, которые чередуются с высокими большими мелко остеклёнными окнами. Крыша несёт декоративное ограждение – балюстраду со 112 вазами трёх разных видов, форм и размеров. В настоящее время оранжерея используется как кафе-ресторан. Оригинальное помещение пользуется большим успехом у посетителей парка.


Рис. 6. Центральное место на площади перед оранжереей занимает фонтан с круглым бассейном и со скульптурой Тритона в центре.

Бассейн фонтана был многоугольным, согласно правилам барокко, его поставили в 1726 году по проекту архитектора Т.Усова. Позже форму бассейна поменяли на круглую. Трубопровод подведён фонтанным мастером П.Суалемом. Вода к фонтану подаётся от восточного Квадратного пруда Верхнего сада, расположенного перед Церковным корпусом Большого дворца. Вода фонтана используется для полива растений Оранжерейного сада.
 
Рис.7. Скульптурная группа в центре бассейна была установлена в 1726 году. Свинцовая фигура  Тритона, злобного чудовища и черепашек выполнена петровским скульптором Карло Растрелли, отцом архитектора Бартоломео Растрелли. Она была позолочена.


В 1876 году обветшалая скульптура была заменена гальванопластической, выполненной из бронзы по рисункам и моделям Д.Иенсена. Она была вывезена фашистами в период оккупации и восстановлена по чертежам и рисункам 18-го века скульптором А.Гуржием.

Рис.8.  Скульптурная группа фонтана является символическим памятником победы России в войне 1700-1721 годов за господство на Балтийском море. Тритон – морское божество, сын Посейдона и нереиды Амфитриты - олицетворение России, а морское чудище- Швеция. Черепашки – союзники Швеции, в ужасе убегают с поля боя.

Рис. 9. Осенью, когда Оранжерейный сад раскрашен палитрой фантастических оттенков, а  водная пелена не скрывает художественных достоинств скульптуры, можно рассмотреть  детали смертельной схватки - раны на бёдрах Тритона, мощь его мускулатуры, когтистые лапы и страшную пасть чудовища.

Рис.10. Вокруг фонтана разбита круглая площадка для пешеходов. От неё  в разные стороны лучами расходятся длинные грядки, размещённые на зелёных газонах.

Рис. 11. На грядках выращиваются экзотические декоративные кустарники и многолетники, перенесённые из других природных зон для акклиматизации в парке.

Полукруглое здание оранжереи и противоположный высокий склон формируют свой микроклимат, более благоприятный для экзотических растений. Это позволяло  выращивать разнообразные  огородные и цветочные растения, иноземные кустарники. Изначально сад при оранжерее использовался для выращивания овощей, пряных растений, ягод и фруктов для царского стола.  Виноград, арбузы, дыни, апельсины и лимоны были обычными плодами. Оранжерейные экземпляры апельсиновых, лимонных деревьев, виноград и другие теплолюбивые растения выставлялись на открытый воздух при наступлении солнечных весенних дней.

Рис.12. Самые главные цветы Петергофских садов –тюльпаны. Цветы весны и начала лета. Ранней весной в Петергофе высаживаются тысячи тюльпанов разных сортов. Особенно много в Петергофе выращивается красных тюльпанов - любимых цветов  Петра I.

Рис. 13. Красные тюльпаны преобладают в посадках партера под склоном вдоль аллеи, ведущей от бассейна  фонтана  с фигурой Тритона к площади Римских фонтанов .

Рис.14. Алыми пятнами тюльпанов расцвечена обширная  поляна с другой стороны аллеи.

Рис.15.  Поляна граничит с Площадью Римских фонтанов. Граница Оранжерейного сада и площади Римских фонтанов  отмечена шатровой елью, конусовидными пирамидками туи и живой изгородью кустарника.

Комментариев нет :

Отправить комментарий