Вольеры для птиц в Менажерийном саду Петергофа

                     
В 1722 году за  придворцовым садом Монплезира  Петра I архитектором Николо Микетти был обустроен Зверинец с двумя большими вольерами для птиц. Птичник и зверинец были непременной частью регулярных садов европейской знати. На французский манер участок сада с птицами и зверями называли Менажерийным садом.

Рис.1. Петровский птичник с двумя большими вольерами для птиц располагается слева и справа от Монплезирной аллеи, пересекающей  главную Марлинскую аллею Нижнего парка.

В нем были разбиты аллеи, вырыты пруды, устроены фонтаны и построены два больших вольера- Западный и Восточный.
Регулярный Менажерийный сад со временем приобрёл черты пейзажного. Выросли деревья, исчезли пруды, газоны с  лужайками заросли и превратились в рощицы. Осталась регулярная дорожная сеть в планировке аллей.  Чудом во время войны сохранились вольеры, и современные гости Петергофа могут увидеть эти оригинальные, ни на что не похожие, сооружения.

Рис. 2. Вольеры расположены на концах продольной аллеи  Менажерийного сада.

Рис.3. Восточный вольер находится на берегу пруда с фонтаном Солнце.

Рис.4. За Восточным вольером  восстановлен Лебяжий пруд для водоплавающих птиц. Здесь жили лебеди, канадские казарки, гуси, утки.

Рис.5. Западный вольер расположен на другом конце аллеи Менажерийного сада, он является копией Восточного.

Рис. 6.Вольеры представляют собой двенадцатигранную беседку с окнами- стенами , с куполом  и башенкой над центром купола. Углы граней вольеров сложены из серого туфа и чёрной огари ( отходов при производстве чугуна). Эти оригинальные пористые строительные материалы хорошо сочетаются по цвету и фактуре.
 Внутри вольеров стояли бронзовые позолоченные клетки с птицами.

Рис. 7. В Восточном вольере содержали мелких певчих птиц – соловьев, дроздов, щеглов, канареек.

Рис.8. Западный вольер был предназначен для экзотических видов, в основном для попугаев.

Рис.9. Внутри вольеры были украшены росписью в стиле рококо, распространённого в Европе в эпоху Регентства.    Орнамент в стиле рококо был обнаружен при реставрации вольеров под более поздними слоями декора.

Рис.10. В росписи купола Западного вольера представлены все элементы орнамента рококо. Из них созданы воздушные композиции. Центр композиции помещён в обрамление – трельяж из вьющихся побегов. В углах трельяжа– экзотические цветы.

Рис.11.Внутри -  диковинные цветы, птицы, маски, ламбрекены, гирлянды и арабески.

Рис.12.   Росписи Восточного вольера выполнены на тему мифа о незадачливом охотнике Актеоне, случайно увидавшем купание нагой богини Дианы.
 Персонажи трагедии - Диана , Актеон, Аполлон и Аврора помещены в центр, их фигуры окаймлены ветвями и завитками аканта – виноградной лозы. Венки, гирлянды, ламбрекены и головки ангелов дополняют причудливый орнамент росписи.

Рис.13. Необычные цветки на мотив раковины украшают наличники-плинтусы над полом, выложенном из черной и белой плитки.

Роспись вольеров в стиле рококо выполнена художником петровского времени Луи Караваком. 
Каравак Людовик – потомственный живописец в третьем поколении, француз. Родился в Марселе в 1684 году. Людовик –Луи  Каравак был мастером декоративной живописи. Три поколения живописцев Караваков  были связаны с декорированием кораблей и галер. Учился мастерству у своего отца. С 1716  по 1754 годы проживал, работал и умер в Санкт-Петербурге.  В 1715 году заключил контракт на 3 года для поступления на русскую службу. По контракту обязывался писать живопись маслом: исторические картины, портреты, баталии, леса, деревни, цветы, зверей в больших, малых и миниатюрных размерах. Он был обязан взять себе в помощники русских мастеров и обучить их своему искусству.
В России Каравак работал как мастер декоративной живописи и портретист в придворном ведомстве “Канцелярии от строений”. Он расписывал залы дворцов Петергофа, исполнял росписи, писал батальные картины. Составлял проекты придворных праздников. Как портретист рисовал Петра I и членов его семьи. Его портреты отличались большим сходством с изображаемыми лицами. Каравак числился первым портретистом и только ему позволялось писать портреты членов императорской семьи. Благодаря этому художнику, который работал долго, много и плодовито, мы имеем галерею парадных  портретов семьи Романовых – Петра I, его детей –Анны Петровны, Елизаветы Петровны, Петра Петровича, внуков  Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны, императриц Екатерины I  и Екатерины II, Анны Иоановны, правительницы Анны Леопольдовны и других персонажей русской истории. Как педагог Луи Каравак воспитал выдающихся русских живописцев - И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, М.А.Захарова.
                       

Комментариев нет :

Отправить комментарий