Менажерийный сад Петергофа при дворце Монплезир



 
                    Менажерийный сад расположен напротив  дворца Петра I Монплезир.

Рис.1. Он тянется  по обе стороны  Монплезирской аллеи и заканчивается обширным партером  - площадью с Римскими фонтанами.

Сад в придворцовой Монплезирской части парка был создан в стиле барокко архитекторами Петра I Леблоном и Микетти как сад  развлечений в обычаях европейских резиденций. Здесь были обустроены прямые линии аллей из стриженых деревьев, зелёные газоны, фонтаны, пруды, птичники, лабиринт. Для размещения редких птиц существовали специальные вольеры и пруды. В прудах содержали привозную ценную рыбу для царского стола. В петровское время такой сад назывался Зверинец, сейчас за ним осталось название Менажерийный, от французского слова Менажерия-Зверинец.
С течением времени в петровском Менажерийном саду многое изменилось. Сам сад к середине 18-го века в царствование Анны Иоановны – страстной охотницы и любительницы оружейной стрельбы- был превращен в императорское стрельбище по живым мишеням. В 70-х годах 18-го века при Екатерине Великой в саду прекратили обрезку деревьев. Большой пруд для редких водоплавающих птиц был переоборудован в Купальню. В центре Купальни был сооружён машинный фонтан Солнце для обрызгивания купающихся. Вольеры - птичники для сезонного содержания экзотических птиц- были перестроены в раздевалки.
Рис. 2. В 1925 году высокие стены Купальни разобрали. Фонтан с высоким круглым стержнем   оказался в центре Большого пруда.

Рис.3. Фонтан является механическим устройством с водяным колесом, вращающем стержень с двумя круглыми дисками на его вершине. Автором фонтана считается екатерининский архитектор Юрий Фельтен. После изгнания фашистских захватчиков фонтан был восстановлен к 1956 году.

Рис.4.Фонтан Солнце с круглым постаментом украшен туфом и шестнадцатью дельфинами, из пасти которых вырываются высокие струи воды. В круглом постаменте находится колесо, вращающее высокий стержень фонтана с двумя золочёными бронзовыми дисками на вершине стержня.  Диски сияют подобно  солнечному шару. Из отверстий по краям дисков вырываются струи воды, имитирующие лучи Солнца.

Рис.5. Фонтан Солнце прекрасен во все сезоны года. В раме ли золотой осени или в дымке прозрачной листвы раннего лета он всегда является украшением сада.

Рис. 6. Бронзовая вращающаяся колонна с золочёными дисками на вершине рассыпает водяные брызги и превращает солнечный свет в дугу радуги .

Рис.7. Под сенью деревьев взамен утраченных изваяний заняли своё нынешнее место четыре прекрасные статуи из собрания античной скульптуры герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Эти статуи перекочевали в Менажерийный сад из расположенного  рядом с Петергофом имения Сергиевка, принадлежавшего герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому.

Рис.8.  Максимилиан Жозеф Евгений Август Наполеон , 3-ий герцог Лейхтенбергский (1817-1852)–  зять императора Николая I.

Герцог Максимилиан Лейхтенбергский был сыном наполеоновского генерала Эжена ( Евгения ) Богарне и внуком императрицы Жозефины Богарне – первой жены Наполеона Бонапарта. В 1838 году он был принят на российскую службу в чине генерал-майора, в 1839 году Максимилиан женился на дочери Николая I Марии Николаевне.  Герцога называли ’’залётным орлом’’ на российские просторы, настолько широка была его недолгая деятельность на благо России.  После смерти старшего брата в 1835 году ему  досталась  богатейшая отцовская коллекция мирового искусства, собранная во время наполеоновских войн. Он привёз её в Россию. Основу коллекции составляли работы итальянского скульптора  Антонио Кановы. В России герцог , знаток и любитель античности, стал президентом Российской Академии художеств и получил возможность дополнить коллекцию копиями и подлинниками  античной скульптуры. Он был почетным членом Академии наук за достижения в области гальванопластики и электрохимической металлургии. В качестве главного управляющего корпусом горных инженеров – современного Горного института герцог неоднократно проводил ревизии уральских горных заводов. Во время последней поездки по Уралу и Поволжью герцог простудился и заболел, это стало причиной его ранней смерти. То, что осталось от его коллекции после революций и войн, хранится в музеях Санкт-Петербурга – Эрмитаже, Петергофе, Ораниенбауме и в здании дворца герцога Лейхтенбергского в Сергиевке ( Биологический Институт СПбГУ в Старом Петергофе).
Рис. 9. Спутницы весёлого бога Вакха, молодые и прекрасные, как и сам бог, украшают газоны партера перед Вольерами.

Рис. 10. Юный бог вина и прекрасные вакханки Менажерийного сада переносят посетителей в эпоху барокко, в те времена, когда сад наполнялся беззаботными толпами придворных первых русских императриц-самодержиц: Екатерины I, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой.

Рис. 11. Психея с бабочкой – любимый сюжет греческого мифа о любви Амура и земной девушки. Образец чистой земной красоты и грации.  Вольная копия работы итальянца Антонио  Кановы.

Антонио Канова  (1757-1822)– выдающийся итальянский скульптор, основоположник неоклассицизма в искусстве ваяния. Родился в небогатой семье потомственных каменотёсов. Учился рисованию, архитектуре и скульптуре у своего деда, владельца каменотёсных мастерских. Тринадцатилетним подростком в 1770 году поступил в ученики к венецианскому скульптору Джузеппе Бернарди Торрето, у которого постигал искусство барочной скульптуры. В возрасте 21 года был автором скульптур под названием Орфей, Эвридика, Дедал и Икар, выполненных в стиле барокко. С 1781 года переехал в Рим, где изучал античное искусство. При создании скульптурной группы Тесей и Минотавр  под влиянием классических произведений древности ушёл от стиля барокко к классической простоте и гармонии, став основателем неоклассицизма в искусстве ваяния. После французской революции в 1808 году по приглашению Наполеона переезжает в Париж, где работает до 1818 года над многочисленными произведениями, в том числе над бюстами и статуями  Наполеона Бонапарта. После падения Наполеона он возвращается в Рим. Работает по заказам Ватикана, служит главным смотрителем Ватиканских памятников. Ему удалось вернуть в Рим многие памятники, вывезенные Наполеоном во Францию. Антонио Канова был прославлен при жизни, его имя занесено в Золотую книгу Капитолия. Скульптурные произведения Антонио Кановы отличаются красотой персонажей, гармоничными сочетаниями плавных линий, мягкой выразительностью и нежностью  чувств и высоким гуманизмом.
Рис.12. Восточная аллея Менажерийного сада ведёт на окраину массива Зверинца к одному из первых петровских фонтанов – к фонтану Пирамида. За фонтаном располагалась граница охотничьих императорских угодий, которые назывались Ягдгарден – Сад охоты.

Рис.13. Фонтан Пирамида  – феерия воды в стиле барочной архитектуры с беломраморными лестницами, балюстрадами и вазами. Самый романтичный фонтан парка и лучшее фонтанное произведение итальянца Николо Микетти, созданное им по заказу Петра I.

Рис.14. На окраине сада у границы с императорскими Охотничьими угодьями 18 и 19 веков восстановлен старинный Лабиринт с фонтаном.


Рис.15.Фонтан Лабиринта расположен в центре его многочисленных закоулков, спрятанных за стенами трельяжных решеток.
 За Лабиринтом находится стена, отделяющая Нижний парк от парка Александрия . Этот парк Николая I “Александрия“ был создан царём для своей жены Александры Фёдоровны – дочери прусского короля Вильгельма III.  

   

Комментариев нет :

Отправить комментарий