Дворец Монплезир - личная резиденция императора Петра I в Петергофе - расположен на
берегу Финского залива. Перед южным фасадом дворца находится небольшой
квадратной формы собственный Монплезирный сад царя. Собственным было принято
называть уютный сад перед выходом из личных покоев хозяев дворца. Такие сады
предназначались для отдыха или уединённого времяпровождения. Сюда был ограничен
доступ для посторонних.
Рис.1. Две прямые перпендикулярные дорожки, отмеченные
конусовидными зелёными пирамидками туи, делят пространство сада перед
Монплезиром на 4 квадратных участка. На пересечении дорожек находится круглая
площадка с бассейном большого фонтана Сноп.
Рис.2. Фонтан Сноп с 25-ю водомётами занимает центральное
место в саду. От фонтана Сноп в четыре стороны отходят дорожки сада,
ограничивающие 4 квадратных партера с цветниками.
План, в основу которого положены 4 партера и 5 фонтанов, был
набросан самим царём. Он повелел: “ В Монплезире,
посредь огорода, на перекрёстке поставить фонтану № 1. Там, где будут четыре
статуи золочёные, сделать под них круглые медные точёные пьедесталы. Позолотить
их, и воду пустить так, чтобы из-под оного вода лилась к земле гладко, как
стекло.”
Рис.3. Золочёные
статуи были поставлены в центре квадратных участков сада. Они служили
украшением невысоких фонтанов –клошей. Пьедесталы фонтанов имели вид
позолоченных ваз или вершин колонны.
После военной разрухи Петергофа советские архитекторы воссоздали
петровский сад в максимальном приближении к первоначальному виду. В начале
18-го века царь, создатель Петергофа, строил резиденцию государственного
масштаба, но Монплезир мыслил как своё личное убежище на берегу моря. Он
принимал непосредственное участие в создании дворца и маленького уютного сада,
называя их “mon Plaisir
“- моё удовольствие. Дворец с садом в
1714- 1716 годах создавали архитекторы Иоганн Браунштейн и Жан Батист Леблон, завершили работы
в 1721-1723 годах Николо Микетти и Карло
Бартоломео Растрелли. Сад устраивал мастер Леонард Гарнихфельд. В начале лета,
в день рождения царя, сад горел полыханием красных голландских тюльпанов,
любимых цветов Петра I.
Фигурные постаменты скульптур – вазы и колонны были выполнены по рисункам Н.Микетти в 1723
году. Сад украшали позолоченные свинцовые копии античных статуй, керамические
вазы, мраморные и свинцовые бюсты. В 1815 году по указу императора Александра I обветшалые
статуи были заменены бронзовыми изваяниями. Эту работу поручили Академии художеств,
руководителем которой был выдающийся русский скульптор Иван Мартос.
Иван Петрович Мартос (1754-1835) родился в Черниговской
области в казачьей семье. Жил и работал в Петербурге. В1764-1773 годах учился в
Академии художеств. В качестве пенсионера Академии в течении 5 лет работал в Риме над
копиями античной пластики. С 1794 года-профессор и ректор Академии художеств.
Рис.4. Планировка сада выдержана в строгом регулярном стиле.
От люстгаузов - боковых вестибюлей дворца
проложены липовые аллеи, ограничивающие квадрат сада. По линии аллей за
границами сада расположены служебные и жилые корпуса Монплезира.
Рис.5. С восточной
стороны к саду примыкают служебные Кухня , Бани, Поварня .
Они были построены в петровское время в архитектурном голландском
стиле подобно дворцу Монплезир. Узкое по фасаду и вытянутое в длину здание из
красного кирпича, с белыми пилястрами и рустами, порталами дверей и наличниками, с крутыми скатами крашеной под
цвет стен кровли придают праздничный вид всему комплексу .
Рис.6. С запада сад граничит с Екатерининским корпусом,
построенным при дочери Петра I Елизавете Петровне для проведения приемов и балов. Одноэтажный
корпус был пристроен к Монплезиру в 1746-1759 годах архитектором Франческо
Бартоломео Растрелли в стиле строгого петровского барокко.
Маленький Монплезирный сад сохранил своё изящество и
красоту, несмотря на значительные изменения в его облике. В саду сохранены
вековые дубы, посаженные при Екатерине Великой. Аллеи из стриженых лип сейчас расположены
на месте крытых петровские аллей-берсо, которые шли по периметру всего сада, создавая
закрытое внутреннее пространство. В саду имелись аркады из деревьев и
трельяжные полугалереи, они располагались вдоль крытых аллей. Сейчас сад
просматривается со всех сторон, границами квадратов служат ровные живые
изгороди стриженого кизильника.
Сад наполнен символизмом и несет печать личности царя-реформатора,
который своей главной задачей считал служение благу государства и просвещение
народа через архитектуру, художества, науки. Он использовал для этого все
возможности. Все его указы несут преамбулу, в которой объясняется их цель и
польза. На общественных собраниях царь не гнушался читать приближённым трактат
“О должности человека и гражданина” лютеранина Самуэля Пуфендорфа (1632 – 1694)
– немецкого юриста, историка и культуролога. Царь неустанно прививал обществу
лучшие образцы европейского искусства. Приглашая иностранных знаменитостей на работу
в Россию, он брал с них обязательство передавать мастерство и знания русским
помощникам. За это платил огромные деньги.И сам лично перенёс на русскую почву множество прекрасных образцов европейской культуры, в том числе и садово-паркового искусства.
Рис.7. Центральная аллея сада, украшенная фонтаном Сноп,
ведёт к дверям Парадного зала дворца. Подобный
фонтан царь видел во Франции в имении принца Конде Шантиньйи в 1717 году. Ему
пришлась по душе символика этого фонтанного сооружения. Фонтан напоминал, что
из маленьких слабых колосьев можно сложить тяжелый прочный сноп.
Рис.8. Сад с его ковровыми цветниками представляется огромным зелёным залом. Он служит естественным продолжением дворца. Окна-двери южного фасада Монплезира соединяют дворец и сад в единое целое.
Рис.9. Ковровый рисунок каждого квадрата сложен из
симметрично расположенных узоров зелёного газона с цветниками. Фоном служит грунт, покрытый слоем оранжевого
песка. В центре квадратов находятся
небольшие фонтаны, украшенные античными копиями скульптурных изображений
мифических персонажей.
Рис.10. Аполлино – юный бог Солнца Аполлон. Точная римская
копия древнегреческой скульптуры 4-го века до н.э. Юный бог в позе отдыха опирается
на ствол дерева, колчан со стрелами прислонён к дереву.
Рис.11. Психея с бабочкой – аллегорическое изображение
человеческой души- итальянца Антонио
Кановы ( 1757-1822).
Работы этого скульптора эпохи классицизма использованы для
украшения Петергофа при замене свинцовых
изваяний, изготовленных Карлом Бартоломео Растрелли – первым скульптором России, отцом архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Рис.12. Вакх – бог виноградарства, вина и веселья, научивший
людей виноделию. Чаша вина, венок из лозы винограда и гроздь ягод – атрибуты весёлого бога. У ног Вакха
примостился его непременный козлоногий
спутник Сатир.
Скульптура выполнена по оригиналу выдающегося архитектора и
скульптора эпохи Высокого Возрождения, главного архитектора Венецианской
республики Якопо Сансовино ( Якопо Татти, 1486-1570).
Рис.13. Фавн с козленком - божество древних италийцев,
полубог полей и лесов, считался покровителем пастухов и стад. Копия с античного
оригинала неизвестного автора 1-го века до н.э.
Рис.14. На дальней от дворца границе сада, там, где
кончаются боковые аллеи , находятся два оригинальных фонтана - Шутихи. Диванчики фонтанов и украшение в
форме маски Тритона были выполнены по рисункам царя. Шутихи располагались в
беседках на концах крытых аллей , ограничивающих сад со всех сторон.
Подобные развлекательные устройства были популярны в садах
Италии и Франции. Фонтан состоит из трубочек с отверстиями, проложенными по бокам
каменистой дорожки перед диванчиком. Срабатывает фонтан неожиданно, когда
посетитель сада намеревается пройти к диванчику и наступает на пусковое
приспособление, замаскированное под камень. Фонтаны были устроены французским
фонтанным мастером Полем Суалемом.
Рис.15. Около Шутих всегда многолюдно. Каждый может испытать
свою ловкость и попасть под брызги водяных струй ко всеобщему восторгу
окружающих. Здесь резвятся дети и взрослые так же, как и много лет назад.
Комментариев нет :
Отправить комментарий