Шаутбенахт-капитан Пётр Алексеев и одновременно царь всея
Руси Петр Алексеевич Романов был покорителем водной стихии. В детстве он
осваивал подмосковные озёра, в юности - Белое море у Архангельска, позже - покорял Балтику . В устье Невы в начале 18-го
века царь заложил новую столицу своего государства – город Санкт-Петербург.
В первые годы существования Санкт- Петербурга невские берега
регулярно подвергались нападению шведов со стороны Финского залива. Появление
шведов в акватории Невы препятствовало развитию города и торговли, о чём
особенно радел царь. В осень первого года существования города, как только
шведы при появлении льда ушли к себе на зимовку, царь отправился в море на
поиски места, где он мыслил построить крепость, запирающую вход в устье Невы.
Он собственноручно промерил фарватер, по которому шведские корабли заходили в
Неву, и в районе острова Котлин определил место для строительства
оборонительных сооружений. В течение Северной войны он не оставлял своим
вниманием строительства батарей, редутов, укреплений и стоянок для судов и
постоянно ездил из Санкт-Петербурга проверять состояние дел. В своих указах
защитникам Котлина царь писал: “Оборону флота и сего места иметь до последней
силы и живота, яко наиглавнейшее дело“. После окончания войны в октябре 1723
года царь заложил на острове Котлин центральную
крепость, которую назвал Кронштадт. Кронштадт стал базой Балтийского
флота России.
Рис.1. Во время своих поездок царь нашёл место на морском
берегу Финского залива откуда на горизонте хорошо просматривались новый город в
устье Невы и остров Котлин с оборонительными сооружениями в море.
Рис.2. Это место,
откуда на горизонте была видна его новая столица - город Санкт-Петербург, царь воспринимал
по-особенному. Это была сбывшаяся мечта, к которой он шёл много лет.
Рис.3. В 1714 году
здесь появился уголок в стиле
любимой царем Голландии. Петр I назвал его Монплезиром, что
в переводе с французского означает “ Моё удовольствие”.
Вместе с первым архитектором Петергофа Иоганном Браунштейном
царь спроектировал для себя невысокий
одноэтажный дом-дворец с четырёхскатной
крышей. Он сам вычертил план дома и сада. Позднее при архитекторе Жане Батисте
Леблоне проект был дополнен двусветными галереями с большими окнами, смотрящими
на море и в сад. Монплезир Петра I на
всём протяжении своего существования был одной из самых почитаемых российских
реликвий. Несмотря на то, что дворец и садик неоднократно повреждались
наводнениями, их всегда ремонтировали и восстанавливали. Так было в 1770, 1802
и 1825 годах.
Рис. 4. Во время оккупации Петергофа в 1941-1944 году
Монплезир был разрушен. Сегодня этот дворец Петра I реконструирован и работает как музей.
Рис. 5. На узкой полосе берега перед дворцом восстановлена
терраса с зелёным газоном и фигурно
стрижеными деревьями. Терраса, обведённая белой балюстрадой, защищает Монплезир
от морских волн и непогоды.
Рис.6. Вход на террасу и во дворец со стороны моря охраняет
Нептун - одна из первых русских скульптур.
Скульптура в стиле русского
церковного деревянного зодчества создана по рисунку царя, отлита в Москве из
меди трофейных шведских пушек и установлена перед Монплезиром в 1716 году.
Рис. 7. Монплезир выполнен в архитектурном стиле
барокко. Строили его архитекторы Жан
Батист Леблон и Николо Микетти в 1716-1724 годах.
Рис. 8. Галереи, пристроенные к маленькому одноэтажному дому,
вытянуты вдоль берега моря. Рустованные колонны-пилястры, балюстрада на крыше
галерей и мелкая расстекловка огромных окон служат украшением наружных стен
дворца.
Войдём в петровский Монплезир – личное пространство царя-реформатора.
В петровском Монплезире
царская композиция и планировка соединены со строгостью и простотой
архитектурных форм и перспектив Жана Батиста Леблона. Полы галерей и комнат Монплезира
выложены шахматным узором из мраморных плиток белого и чёрного цвета. В жилых
помещениях паркетные полы выложены таким же шахматным орнаментом. Стены покрыты
тёмными дубовыми панелями, использовано также покрытие из изразцов и ткани.
Потолки с выгнутыми падугами богато украшены изящной росписью с золотыми узорами. Изящество
отделки выдаёт руку итальянского архитектора Николо Микетти.
В экспозиции Монплезира представлены предметы быта
петровской эпохи и личные коллекции Петра I, которые он собирал во время своих многочисленных поездок по
странам Европы.
Рис. 9. Свет проникает в галереи и комнаты здания с двух
противоположных сторон – от моря и от сада.
Рис.10. В стены галерей Монплезира вмонтированы картины с
видами портов и кораблей любимой царём Голландии.
Рис.11. Причудливость золочёных симметричных узоров из
цветов, птиц и мифических персонажей отличают росписи Монплезира.
Рис. 12. Росписи потолков и падуг в золотом обрамлении
создают радостное ощущение бытия. Они выполнены французским художником Филиппом
Пильманом в характерной для барокко манере.
Залы и комнаты Монплезира имеют разное назначение –
представительское для приёмов гостей и личные покои царя. Маленький Китайский
кабинет с петровской коллекцией бесценного японского и китайского фарфора –
первое, представительское, помещение Монплезира. Роскошь отделки этой комнаты
поражает воображение.
Рис.13. Стены кабинета облицованы большими черно-лаковыми
панно со сценами китайской жизни.
Разнообразные
сюжеты природы и быта таинственного
востока помещены в сложнейшие по исполнению резные золочёные рамы, отделанные
на контрасте черного и красного цвета.
Рис.14. Более сотни резных золоченых полочек с барочным
орнаментом из листьев и причудливых головок служат подставками для ваз и чашечек, размещённых между лаковыми панно.
Отделка кабинета, выполненная русскими мастерами под руководством голландского художника Генрика ван Брунхорста была
полностью уничтожена в годы оккупации и воссоздана художниками всемирно
известного промысла лаковой миниатюры из села Палех.
Рис.15. Из Китайского кабинета посетитель дворца
попадал в центральный зал дворца -
Парадный зал.
Здесь царь принимал именитых гостей и иностранных послов,
проводил свои знаменитые собрания –Ассамблеи. Стены зала выложены дубовыми
панелями, в облицовку стен с каждой стороны вставлено по восемь живописных
полотен голландских мастеров в черных рамах.
Рис. 16. Знаменитый Кубок Большого Орла – штрафную чашу для
вина объемом более литра можно увидеть воочию в экспозиции Вестибюля.
Рис. 17. Потолок Парадного зала – Вестибюля выполнен в форме светлого
купола, украшенного росписью, лепкой и скульптурой.
Художественное оформление купола символично. Оно отражает
стремление царя привить обществу новое для России социальное мировоззрение. Всё
течёт, все изменяется, старое и новое тесно связаны и покоятся на законах
природы.
На падугах вокруг центральной части купола в оформлении
цветочных гирлянд размещены многофигурные композиции на тему земных
стихий. Нептун, Вулкан, Юнона и Церера
олицетворяют стихии воды, огня, воздуха и земли. В углах потолка – алебастровые
скульптуры атлантов и кариатид – аллегорий времён года, несущих на плечах
небесный свод.
Рис. 18. В центре плафона Аполлон на облаках с лирой в руке.
Вокруг – главного божества размещены фигуры персонажей народной итальянской
комедии, в углах композиции – Зефиры, ветры разных направлений – севера, юга,
запада и востока.
Оформлением потолков Монплезира руководил Николо Микетти,
сменивший Жана Батиста Леблона на посту главного архитектора Петергофа . Роспись
выполнил в 1718 году Филипп Пильман. Орнаментальный и скульптурный декор
потолка и фриза был выполнен по эскизам Бартоломео Карло Растрелли французским художником-декоратором
Николо Пино.
Рис. 19. К Вестибюлю примыкают небольшие комнаты – Кухня и
Буфетная.
Стены кухни выложены из 3-х тысяч голландских кафельных плиток с
бытовыми сценами и пейзажами.Здесь выставлена для обозрения разнообразная кухонная посуда
петровского времени. В углу кухни – посудомойка редкого для тогдашней Европы
проточного типа.
Рис.20. Буфетная
служила для индивидуальных трапез царя.
Рис.21. Морской кабинет Петра I - небольшая
комната с окнами, обращенными к заливу, занимает северо-западный угол дворца.
Нижняя часть стен Морского кабинета выложена изразцами с
изображениями парусников – кораблей Российского флота петровского времени. На
стенах – картины западноевропейских мастеров, купленные царём во время его
пребывания в Голландии. В кабинете хранится единственное , дошедшее до наших
дней, подлинное деревянное кресло Петра I с его монограммой. Здесь же выставлена прижизненная маска Петра
I, выполненная
скульптором Бартоломео Карло Растрелли.
Рис.22. Царская Спальня - небольшое помещение с жаровней в ногах кровати и камином на
противоположной стороне. Стены затянуты
материей зеленоватого травяного цвета.
Рис.23. За жаровней в ногах кровати - беломраморный камин с
декоративной лепкой.
Рис.24. За Спальней находится Караульное помещение или
Секретарская комната. Комнату называли также Картинным кабинетом. Её украшали
лучшие произведения из петровской коллекции картин.
В этой комнате находился офицер охраны дворца и личный
денщик царя. Стены комнаты выложены
дубовыми панелями, а нижняя часть стен
украшена изразцами с видами европейских городов. На столе – чернильница
и перо петровского денщика. В обязанности денщика входило записывать на ходу
все замечания царя, а чернильница и перо всегда находились при нём.
Рис.25. Половину стены Караульного помещения занимает камин с
лепным декором и полочками для драгоценных китайских фарфоровых предметов.
Анфилада царских покоев кончается на Секретарской комнате,
выход из неё ведёт в западную Галерею. Галереи
Монплезира имеют выходы в сад через люстгаузы – светлые помещения типа
маленьких беседок - вестибюлей.
Рис.26. Потолки люстгаузов столь же роскошно украшены росписью,
а стены - картинами с видами Голландии.
Южный фасад Монплезира смотрит на Нижний парк Петергофа. Сад
представляет собой четыре квадрата, примыкающие к площадке с главным фонтаном.
Рис.27. На круговой площадке перед дворцом расположен фонтан
Сноп.
Центральная аллея Монплезирного сада проходит через центр
Парадного зала. Первоначально сад был разбит в регулярном стиле . С переходом к
пейзажному стилю по указанию Екатерины Великой в саду были посажены дубы – любимые деревья Петра I.
Рис. 28. На открытых площадках в квадратах сада по указанию
царя были установлены фонтаны в виде
золочёных колоколов, с которых“…вода к земле лилась гладко, как стекло “. Фонтаны Монплезира украшали золочёные
свинцовые статуи.
При воссоздании сада после Отечественной войны реставраторы
и архитекторы сохранили старые деревья, а нижние яруса сада восстановили в максимальном приближении к петровскому
времени.
Комментариев нет :
Отправить комментарий