Площадь Римских фонтанов и Шахматная гора в садах при Монплезире




Монплезирская аллея с её садами начинается от дворца Монплезир и кончается обширной площадью-партером перед каскадом Шахматная гора, которую называют также Каскадом Драконов.

Рис.1. На Монплезирской аллее 8 мая 1884 года был установлен памятник Петру I - основателю Петергофа работы скульптора Марка Антокольского. Памятник служит хорошим ориентиром в географии парка, поскольку расположен на пересечении с главной Марлинской аллеей парка.

Самодержец шагает в направлении к своему любимому Монплезиру. На нём мундир  полковника Преображенского полка, пояс опоясан шарфом, на ногах –высокие ботфорты. Грудь Петра украшает лента со звездой ордена Андрея Первозванного. Царь с  палашом в ножнах у левого бока, в левой руке зажата подзорная труба, правой рукой он опирается на трость. Оригинал памятника был похищен оккупантами и воссоздан в 1957 году.

Рис.2. Со стороны придворцового Монплезирского сада Петра Первого открывается перспектива Монплезирской аллеи: на памятник Петру I, на площадь Римских фонтанов и Каскад Шахматная гора.

Рис.3. Каскад Шахматная гора  представляет собой гору из туфа с четырьмя водопадными скатами. Основание скатов раскрашено барочным шахматным орнаментом из черных и белых квадратов.

Рис.4. От Каскада Шахматная гора просматривается площадь Римских фонтанов с двумя симметричными относительно  Монплезирской аллеи фонтанами, заниженными газонами и прямолинейной сетью аллей, пересекающих площадь в разных направлениях.

Пётр I хотел чтобы его архитекторы Ж.Б.Леблон и Н.Микетти построили каскад в виде руин шведской крепости, но при его жизни этого не было сделано. В 30-х годах, после смерти царя в 1725 году, руководство сооружением каскада перешло к русскому архитектору Михаилу Земцову. Он оформил склоны террасами,  составил каскад из четырёх сливных поверхностей и двух гротов –верхнего и нижнего. Поверхности слива  было покрыта узором в шахматную клетку. Перед верхним гротом по рисункам архитекторов И.Бланка и И.Давыдова были изготовлены три деревянных дракона, раскрашенных масляной краской. В 19 веке драконы были изготовлены в свинцовом варианте. Они были похищены фашистами, а после войны заменены бронзовыми по чертежам и рисункам 18-го века.

Рис.5. Каскад  на террасированном склоне со ступенчатыми всходами ограничен двумя гротами – верхним и нижним. Вода изливается из пасти драконов, стерегущих вход в верхний грот,  стекает по скатам  и с шумом падает в бассейн с нижним гротом перед основанием склона.

Рис.6. Вдоль боковых лестниц Каскада расставлены скульптурные изображения персонажей античных мифов, выполненные в Италии в начале 18-го века.

Мраморные статуи – ценнейшая коллекция итальянской садовой скульптуры начала 18 века. Перед приходом фашистов в Петергоф  музейные работники успели зарыть статуи в тайные хранилища под землёй. После войны при восстановлении садов Петергофа скульптуры вернули на свои места.

Рис. 7. По рисункам архитектора И.Бланка вместо украденных в войну драконов были отлиты новые бронзовые фигуры и раскрашены по рисункам создателей каскада.  


Рис.8. Ось Каскада Шахматная гора делит площадь перед Каскадом на два симметричных участка с ковровыми  партерами и Римскими фонтанами.   

Рис.9. Партеры представляют собой барочные ковры ярких цветочных клумб и фигурно стриженных кустарников, размещённых на зелёном газоне.

Рис. 10. Партеры-цветники устроены в заниженных газонах- буленгринах. Более низкое положение цветников в партере по отношению к окружающей его площади позволяет усилить пространственное восприятие  декора площади,    цветовой гаммы  и формы клумб.

Римские фонтаны появились на площади при императрице Анне Иоановне в 1739 году, они были построены из дерева и свинца по проекту архитектора Иоганна Бланка. Римскими их назвали по сходству с фонтанами перед собором Петра и Павла в Риме. В 1763 году Франческо Растрелли перестроил их в каменном варианте. При императоре Павле I  Римские фонтаны обновили в граните и мраморе. После военного лихолетья, когда фонтаны были разрушены, а водоводная система подорвана, их воссоздали заново к 1949 году.

 Рис.11. Фонтаны представляют собой два восьмигранника с круглыми чашами разного диаметра для слива воды. Чаши служат опорой для  водной пелены, создающей облик фонтана. Из верхней вазы фонтана поднимаются пять разновысоких пенных струй воды. С верхней чаши вода пеленой стекает на нижнюю, более широкую, чашу и падает в бассейн фонтана.

Рис.12. Фонтаны декорированы плитами белого, серого и розового мрамора, а также бронзовыми золочёными деталями –масками, венками, гирляндами.

Рис.13. Сплошная водная пелена, падающая с 10-тиметровой высоты, издаёт равномерный шум.  Шум   заполняет всё открытое воздушное пространство площади и слышен уже на подходе к ней.


Комментариев нет :

Отправить комментарий