Монплезирская аллея с её садами начинается от дворца
Монплезир и кончается обширной площадью-партером перед каскадом Шахматная гора,
которую называют также Каскадом Драконов.
Рис.1. На Монплезирской аллее 8 мая 1884 года был установлен
памятник Петру I - основателю
Петергофа работы скульптора Марка Антокольского. Памятник служит хорошим
ориентиром в географии парка, поскольку расположен на пересечении с главной
Марлинской аллеей парка.
Самодержец шагает в направлении к своему любимому
Монплезиру. На нём мундир полковника
Преображенского полка, пояс опоясан шарфом, на ногах –высокие ботфорты. Грудь
Петра украшает лента со звездой ордена Андрея Первозванного. Царь с палашом в ножнах у левого бока, в левой руке
зажата подзорная труба, правой рукой он опирается на трость. Оригинал памятника
был похищен оккупантами и воссоздан в 1957 году.
Рис.2. Со стороны придворцового Монплезирского сада Петра
Первого открывается перспектива
Монплезирской аллеи: на памятник Петру I, на площадь Римских фонтанов и Каскад Шахматная гора.
Рис.3. Каскад Шахматная гора представляет собой гору из туфа с четырьмя
водопадными скатами. Основание скатов раскрашено барочным шахматным орнаментом
из черных и белых квадратов.
Рис.4. От Каскада Шахматная гора просматривается площадь Римских
фонтанов с двумя симметричными относительно Монплезирской аллеи фонтанами, заниженными газонами
и прямолинейной сетью аллей, пересекающих площадь в разных направлениях.
Пётр I
хотел чтобы его архитекторы Ж.Б.Леблон и Н.Микетти построили каскад в виде руин
шведской крепости, но при его жизни этого не было сделано. В 30-х годах, после
смерти царя в 1725 году, руководство сооружением каскада перешло к русскому архитектору
Михаилу Земцову. Он оформил склоны террасами,
составил каскад из четырёх сливных поверхностей и двух гротов –верхнего и
нижнего. Поверхности слива было покрыта узором в шахматную клетку. Перед
верхним гротом по рисункам архитекторов И.Бланка и И.Давыдова были изготовлены
три деревянных дракона, раскрашенных масляной краской. В 19 веке драконы были
изготовлены в свинцовом варианте. Они были похищены фашистами, а после войны
заменены бронзовыми по чертежам и рисункам 18-го века.
Рис.5. Каскад на
террасированном склоне со ступенчатыми всходами ограничен двумя гротами –
верхним и нижним. Вода изливается из пасти драконов, стерегущих вход в верхний
грот, стекает по скатам и с шумом падает в бассейн с нижним гротом перед
основанием склона.
Рис.6. Вдоль боковых лестниц Каскада расставлены
скульптурные изображения персонажей античных мифов, выполненные в Италии в
начале 18-го века.
Мраморные статуи – ценнейшая коллекция итальянской садовой
скульптуры начала 18 века. Перед приходом фашистов в Петергоф музейные работники успели зарыть статуи в
тайные хранилища под землёй. После войны при восстановлении садов Петергофа скульптуры
вернули на свои места.
Рис. 7. По рисункам архитектора И.Бланка вместо украденных в
войну драконов были отлиты новые бронзовые фигуры и раскрашены по рисункам
создателей каскада.
Рис.8. Ось Каскада Шахматная гора делит площадь перед Каскадом
на два симметричных участка с ковровыми партерами и Римскими фонтанами.
Рис.9. Партеры представляют собой барочные ковры ярких
цветочных клумб и фигурно стриженных кустарников, размещённых на зелёном
газоне.
Рис. 10. Партеры-цветники устроены в заниженных газонах-
буленгринах. Более низкое положение цветников в партере по отношению к
окружающей его площади позволяет усилить пространственное восприятие декора площади, цветовой гаммы и формы клумб.
Римские фонтаны появились на площади при императрице Анне
Иоановне в 1739 году, они были построены из дерева и свинца по проекту
архитектора Иоганна Бланка. Римскими их назвали по сходству с фонтанами перед
собором Петра и Павла в Риме. В 1763 году Франческо Растрелли перестроил их в
каменном варианте. При императоре Павле I Римские фонтаны обновили в граните и мраморе. После военного
лихолетья, когда фонтаны были разрушены, а водоводная система подорвана, их
воссоздали заново к 1949 году.
Рис.11. Фонтаны представляют
собой два восьмигранника с круглыми чашами разного диаметра для слива воды.
Чаши служат опорой для водной пелены,
создающей облик фонтана. Из верхней вазы фонтана поднимаются пять
разновысоких пенных струй воды. С верхней чаши вода пеленой стекает на нижнюю,
более широкую, чашу и падает в бассейн фонтана.
Рис.12. Фонтаны декорированы плитами белого, серого и
розового мрамора, а также бронзовыми золочёными деталями –масками, венками,
гирляндами.
Рис.13. Сплошная водная пелена, падающая с 10-тиметровой
высоты, издаёт равномерный шум. Шум заполняет всё открытое воздушное пространство
площади и слышен уже на подходе к ней.
Комментариев нет :
Отправить комментарий