1 Первые строения Санкт-Петербурга
В
12-17 веках территория нынешнего Санкт-Петербурга входила в сферу интересов
торгового союза Ганзейских городов Северной Европы – Англии, Голландии,
Германии, Швеции, Дании, Польши, Литвы. Через нее Ганзея получала из
северо-восточных областей Новгородской республики пушнину, воск, мед, лен,
ворвань, сало, пшеницу, рожь, железо. Прибалтийские земли Великого Новгорода постоянно
подвергались шведскому нашествию. Шведы захватывали поселения, строили крепости
и насаждали свою государственность. На переломе 16 и 17-го веков в России
произошла смена царской династии. Она сопровождалась смутой-народными
волнениями, борьбой временщиков и захватом русских земель Польшей и Швецией.
Вернуть захваченные земли и раздвинуть границы Российского государства удалось
третьему царю новой династии Петру Алексеевичу Романову.
Петр
Алексеевич Романов (1672-1725) - царь и Великий Князь всея Руси с 1682 года.
После победы в Великой Северной войне 1700-1721 годов по решению Сената принял
титул Императора и Самодержца Всероссийского. Реформатор и полководец, создатель
российского флота и армии европейского образца. Боролся со старославянским
средневековым укладом жизни, внедряя европейские ценности во все сферы своего
государства, начиная от покроя одежды и кончая государственным устройством.
В начале своего царствования в 1697 году царь
предпринял 15-месячное путешествие по странам Европы с целью изучения
европейской жизни. Связывать себя официальными церемониями и тратить зря
драгоценное время он не желал. Поэтому он странствовал инкогнито. В списке
посольства Петр числился как бомбардир Петр Алексеев. Посольство с участием
Петра посетило Швецию, Курляндию, Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Польшу.
Бомбардир Петр Алексеев интересовался всем – начиная от работы верфей и
госпиталей и кончая заседаниями английского парламента. Он поразил дворцы
Европы своим варварским поведением, недюжинным умом и гениальными
способностями. Вернулся царь в Россию
совсем другим человеком. Сплетники толковали, что царя подменили, де не умеет
он даже говорить по -русски. С царским посольством в Россию приехали более
семисот лучших европейских специалистов в разных сферах деятельности. Царь пришел
к выводу, что торговля и культурный обмен могут стать основой изменения российской
действительности.
План расположения объектов, упоминаемых в
тексте
|
В
1700 году он начал войну со Швецией за северные новгородские земли России. К
1703 году Петру I удалось потеснить шведов с берегов Балтики. В мае месяце 1703
года после взятия шведской крепости Ниеншанц на маленьком Заячьем острове в
устье полноводной реки Невы по приказу царя началось строительство русской крепости
Санкт-Петербурх. Земляные на деревянной основе бастионы крепости возвели в
течение лета. Вход для вражеских кораблей был перекрыт и шведы в этот год не
решились войти в устье Невы.
Рис.1. Заячий остров в устье Невы с
Петропавловской крепостью. Современный вид от противоположного берега реки.
|
Рис..2.
Так выглядела крепость Санкт-Петербурх в деревянно-земляном исполнении.
|
Рис.3. Крепость была одета в камень к середине
18-го века. Современный вид на Иоанновский равелин.
|
Одновременно с крепостью напротив была
заложена Свято-Троицкая церковь. Вокруг нее возникла площадь, которая стала
центром строящегося города. Здесь появились первые строения города-– таможня,
верфь, порт, рынок, трактир-аустерия, Гостиный двор и Сенат. Их строили под
руководством первого архитектора города швейцарца Доменико Трезини.
Доменико
Андреа Трезини (1670-1734) - итальянец швейцарского происхождения, родился
в контоне Тичино, который известен как
родина многих знаменитых итальянских зодчих. Архитектуре учился в Венеции.
Начал свою деятельность в качестве фортификатора. В Россию приехал в 1703 году
и возглавил строительство нового города на Неве. Начал со строительства
Петропавловской крепости и форта Кроншлот перед островом Котлин в Финском
заливе.
Крепость и форт были построены в течение
первого года существования города. В 1704 году форт выдержал атаки шведов, не
пустив их к Санкт-Петербургу.Трезини стал первым архитектором города. Он
определил его пространственный облик, спланировал центральные улицы и каналы,
строил первые царские дворцы, храмы, жилые дома и казенные учреждения. Он
работал в стиле петровского барокко и по просьбе царя готовил первых российских
архитекторов.
Рис.4. Этот Троицкий храм- часовня Живоначальной Троицы возведен в 2003 году
напротив Петропавловской крепости как мемориальный памятник 300-летия города
вместо снесенного в 1933 году каменного Троицкого собора
|
Недалеко от церкви плотники- шведы из пленных солдат
срубили для царя маленький деревянный дом. В документах дом назывался
Первоначальным дворцом. Царь называл свой первый дворец на берегу Невы Красными
хоромами (ныне музей Домик Петра I).
1.2
Первоначальный дворец или Красные хоромы Петра I
Первое строение города-небольшой деревянный
Домик Петра I сохранился до наших дней. По указу царя от 1713 года этот домик должен
быть сохранённым как первое строение в новой столице России. Дочь Петра I императрица
Елизавета Петровна превратила Домик в часовню-ризницу. В ней хранились личные
вещи царя и фамильная романовская икона Спас Нерукотворный, с которой её отец
никогда не расставался. С 1741 по 1929 годы в Домике-часовне проводились
церковные службы. Позднее Домик был превращён в Музей, а петровская икона
передана в Спасо-Преображенский собор. В музее до сих пор сохраняются и
экспонируются личные вещи Петра I.
Рис.1. Музей Домик Петра I. Каменный футляр
над деревянным домиком Петра I на Петровской набережной.
Первая защитная галерея над Красными хоромами на
столбах была спроектирована Доминико Трезини и поставлена по указанию царя в
1723 году. В 1844 году галерея была заменена на каменный футляр, выполненный в
стиле петровского барокко по проекту архитектора Романа.Кузьмина.
Роман Иванович Кузьмин (1811-1867) - русский
архитектор, профессор архитектуры, действительный статский советник. Окончил
Санкт-Петербургскую академию художеств с большой золотой медалью, был
командирован для продолжения учебы в Италию, Турцию и Грецию. Через 6 лет в
1840 году вернулся в Россию. Был назначен главным архитектором
гоф-интендантской конторы – государственного учреждения, ведавшего застройкой
города и постройками дворцового ведомства. Роман Кузьмин был многогранным
архитектором. Он реставрировал и строил храмы и дворцы, отлично знал все
архитектурные стили от летровского барокко до классики, ренессанса и эклектики.
В 1875 году вокруг домика была установлена
двойная ограда с символами императорской власти и установлен памятник Петру I, выполненный
по модели Карло Бартоломео Растрелли.
Карло Бартоломео Растрелли (1679-1744) –
выдающийся итальянский скульптор. В 1700 году поселился в Париже и работал там
как мастер декоративной монументальной скульптуры в стиле барокко. В 1716 году
по приглашению Петра I приехал в Россию вместе с сыном Бартоломео, который
впоследствии стал величайшим зодчим эпохи русского барокко. По договору Карло
Бартоломео Растрелли приглашался в Россию для того, чтобы вести архитектурные и
скульптурные работы, выполнять портреты подобно живым людям, устраивать сады и
фонтаны, сооружать театральные машины и декорации. Также он был обязан обучать
всему этому русских мастеров.
Рис.3.Внешний вид Красных хором Петра I. Домик в документах назывался Первоначальным дворцом. Сейчас его называют Домиком Петра I.
Первая резиденция
царя – Первоначальный дворец очень маленький. Длина домика составляет 12
метров, ширина – меньше 6-ти метров. Высота дома до конька крыши 5,7 метра, от
стен до потолка- 2,5 метра. Домик построен из шестигранных сосновых брусьев и
был раскрашен масляной краской под кирпич. Четырехскатная крыша выстлана деревянной
дранкой, гонтом. На крыше была установлена деревянная мортира с ядрами в знак
того, что хозяином дома является ‘’капитан бомбардирской роты’’. Большие трехстворчатые
окна с мелкой расстекловкой разделены свинцовыми переплётами. Наличники окон и
двери были расписаны масляными красками в травный орнамент. По черному фону
переплетались цветы – розы, гвоздики, васильки, мята. В домике было 3 комнаты-
кабинет, спаленка, столовая и маленькие сени. Все двери в помещениях были
трофейными, снятыми с пленённых шведских кораблей.
Рис.4. Кабинет в Домике Петра I. Самая большая комната площадью 23,5 метра. Стены кабинета, как при жизни царя, обиты парусиной.
Несмотря
на многочисленные наводнения и блокадные бомбежки 1941-1943 годов Домик царя
сохранился до нашего времени в хорошем состоянии. Кирпичный футляр с
застекленными окнами в послевоенное время дополнили централизованной
отопительной системой.
1.3 Летний дворец Петра I
В 1704
году на противоположном берегу Невы на месте старинной новгородской деревни
Усадище, которая при шведском владычестве была превращена в поместье Коносхоф,
для царя срубили небольшой деревянный Летний дворец. Перед дворцом разбили
регулярный голландский сад строгой геометрической планировки, с главной аллеей вдоль
Невы. Сам царь называл это место Летним садом и огородом. В архивах
государственного Эрмитажа хранится собственноручно выполненный Петром I план этого
сада. Впоследствии царь посадил здесь еловую и дубовую аллеи и постоянно следил
за ассортиментом душистых цветов и огородных растений. Так в Санкт-Петербурге
появилась летняя резиденция Петра I.
Рис.1. Вид на Летний сад и Дворцовую набережную с Троицкого моста.
В
1710 - 1714 годах в Летнем саду царя построили первый каменный дом города. Он сохранился до сих пор, ныне- это музей Летний
дворец Петра I в Летнем саду. Летний дворец Петра I проектировал и строил
первый главный архитектор города Доменико Трезини.
Скромный тонкостенный о 14-ти комнатах дворец
с четырехскатной крышей, с медным флюгером на крыше, с фигурой Георгия Победоносца
– образец петровского барокко. Как
многие постройки петровского барокко дворец отличается простотой и скромностью.
Рис.1. Музей Домик Петра I. Каменный футляр
над деревянным домиком Петра I на Петровской набережной.
Роман Иванович Кузьмин (1811-1867) - русский
архитектор, профессор архитектуры, действительный статский советник. Окончил
Санкт-Петербургскую академию художеств с большой золотой медалью, был
командирован для продолжения учебы в Италию, Турцию и Грецию. Через 6 лет в
1840 году вернулся в Россию. Был назначен главным архитектором
гоф-интендантской конторы – государственного учреждения, ведавшего застройкой
города и постройками дворцового ведомства. Роман Кузьмин был многогранным
архитектором. Он реставрировал и строил храмы и дворцы, отлично знал все
архитектурные стили от летровского барокко до классики, ренессанса и эклектики.
В 1875 году вокруг домика была установлена
двойная ограда с символами императорской власти и установлен памятник Петру I, выполненный
по модели Карло Бартоломео Растрелли.
Карло Бартоломео Растрелли (1679-1744) –
выдающийся итальянский скульптор. В 1700 году поселился в Париже и работал там
как мастер декоративной монументальной скульптуры в стиле барокко. В 1716 году
по приглашению Петра I приехал в Россию вместе с сыном Бартоломео, который
впоследствии стал величайшим зодчим эпохи русского барокко. По договору Карло
Бартоломео Растрелли приглашался в Россию для того, чтобы вести архитектурные и
скульптурные работы, выполнять портреты подобно живым людям, устраивать сады и
фонтаны, сооружать театральные машины и декорации. Также он был обязан обучать
всему этому русских мастеров.
Рис.3.Внешний вид Красных хором Петра I. Домик в документах назывался Первоначальным дворцом. Сейчас его называют Домиком Петра I.
|
Первая резиденция царя – Первоначальный дворец очень маленький. Длина домика составляет 12 метров, ширина – меньше 6-ти метров. Высота дома до конька крыши 5,7 метра, от стен до потолка- 2,5 метра. Домик построен из шестигранных сосновых брусьев и был раскрашен масляной краской под кирпич. Четырехскатная крыша выстлана деревянной дранкой, гонтом. На крыше была установлена деревянная мортира с ядрами в знак того, что хозяином дома является ‘’капитан бомбардирской роты’’. Большие трехстворчатые окна с мелкой расстекловкой разделены свинцовыми переплётами. Наличники окон и двери были расписаны масляными красками в травный орнамент. По черному фону переплетались цветы – розы, гвоздики, васильки, мята. В домике было 3 комнаты- кабинет, спаленка, столовая и маленькие сени. Все двери в помещениях были трофейными, снятыми с пленённых шведских кораблей.
Рис.4. Кабинет в Домике Петра I. Самая большая комната площадью 23,5 метра. Стены кабинета, как при жизни царя, обиты парусиной. |
Несмотря
на многочисленные наводнения и блокадные бомбежки 1941-1943 годов Домик царя
сохранился до нашего времени в хорошем состоянии. Кирпичный футляр с
застекленными окнами в послевоенное время дополнили централизованной
отопительной системой.
1.3 Летний дворец Петра I
В 1704
году на противоположном берегу Невы на месте старинной новгородской деревни
Усадище, которая при шведском владычестве была превращена в поместье Коносхоф,
для царя срубили небольшой деревянный Летний дворец. Перед дворцом разбили
регулярный голландский сад строгой геометрической планировки, с главной аллеей вдоль
Невы. Сам царь называл это место Летним садом и огородом. В архивах
государственного Эрмитажа хранится собственноручно выполненный Петром I план этого
сада. Впоследствии царь посадил здесь еловую и дубовую аллеи и постоянно следил
за ассортиментом душистых цветов и огородных растений. Так в Санкт-Петербурге
появилась летняя резиденция Петра I.
Рис.1. Вид на Летний сад и Дворцовую набережную с Троицкого моста. |
В
1710 - 1714 годах в Летнем саду царя построили первый каменный дом города. Он сохранился до сих пор, ныне- это музей Летний
дворец Петра I в Летнем саду. Летний дворец Петра I проектировал и строил
первый главный архитектор города Доменико Трезини.
Комментариев нет :
Отправить комментарий