Создание
сада при Летнем дворце Петра I было окончено в 1721 году. Жан Батист Леблон –
последователь и ученик прославленного паркового архитектора Андре Ленотра
соединил простоту и строгость голландского сада русского царя с пышностью садов французского монарха
Людовика X IV. На небольшом по площади участке берега Невы были устроены симметрично
расположенные аллеи разнообразных деревьев. Аллеи имели ограждения из стриженых
кустов, были украшены топиарными
фигурами – деревьями и кустарниками в
форме куба, шара или пирамиды. В саду
появились зеленые галереи с фонтанами и беломраморной
скульптурой.
Петр I сам составил список скульптурных произведений,
которые он хотел бы видеть в своем саду. Герои античных мифов, изображения
полководцев, императоров, философов древности, аллегории явлений природы и
разных сторон жизни украшали площади вокруг фонтанов и аллеи сада. При жизни
царя сад использовался в качестве дворцовой территории – в нем принимали
гостей, проводили знаменитые петровские
праздники - ассамблеи и отмечали важные государственные события.
В
2009 – 2012 годах была произведена полная реконструкция Летнего сада, близкая к
плану Петра I, с дополнениями Жана Батиста Леблона. В приневской части сада
воспроизведена регулярная планировка. Отныне сад делится на регулярную и
пейзажную часть. Старинная мраморная
скульптура была отреставрирована и помещена на вечное хранение в Михайловский
замок. Для сада были изготовлены копии из искусственного мрамора.
Современный
Летний сад располагается на небольшом
острове, его границы проходят по водным артериям: с севера – по реке Неве, с юга – по реке Мойке, с востока
–по реке Фонтанке, с запада – по каналу
Лебяжья канавка, прорытому он Невы к Мойке. Летний сад имеет два входа – южный
со стороны реки Мойки и северный со стороны Невы. С южного входа – с набережной
реки Мойки напротив Михайловского замка Вы входите в пейзажную часть сада .
1. Пейзажная часть Летнего сада
Рисунок 1. Южный вход в Летний сад напротив Михайловского замка |
При входе в пейзажную часть Летнего сада со стороны Мойки и Михайловского замка Вы обратите внимание на огромного размера вазу из шведского розового гранита. Так называемая ваза Эльфдаленского порфира была подарена царю Николаю I в 1839 году шведским королем Карлом XIV в знак доброй воли и прекращения многолетних войн и вечного мира между Россией и Швецией. Ваза собрана из отдельно выточенных деталей. Высота самой вазы – 394 см, а вместе с постаментом - 485 см. На открытом воздухе ваза постоянно испытывает неблагоприятное воздействие дождей и загрязненного воздуха. Она неоднократно реставрировалась . последняя реставрация состоялась в 2008 –м году.
Рисунок 2. Ваза, выточенная шведскими мастерами на Эльфдальской королевской мануфактуре в знак вечного мира между Россией и Швецией |
Порфировая ваза располагается на берегу Карпиева пруда. Этот большой пруд в прошлом был частью системы каскадных прудов. Пруды были вырыты для осушения парка в самом начале его создания. Название пруда напоминает о том, что в этом пруду разводили карпов.
Рисунок 3. Летний вечер на Карпиевом пруду. Водное зеркало отражает кроны деревьев, Михайловский замок и порфировую вазу.
|
Рисунок 4. Летний день на Карпиевом пруду.
|
Пейзажная часть сада – это аллеи старых деревьев с отчасти сохраненной регулярной планировкой, с зелеными боскетами – лужайками и живыми изгородями из стриженых деревьев.
Рисунок 5..Главная аллея с высокими деревьями в боскетах пейзажной части сада ведет к фонтанам регулярного парка.
|
Правые аллеи, идущие вдоль Фонтанки , приведут Вас к Красному саду с оранжереей и грядками пряных, лекарственных и овощных растений. Это –воссозданный Петровский огород.
Рисунок 6. Огород и оранжерея Красного сада..
В летнее время Вам предложат участвовать в ботанической экскурсии по этому небольшому уголку, спланированному с учетом исторических планов в максимальном приближении к Петровскому огороду.
Рисунок 7. Апельсиновые и лимонные деревья были объектами знакомства публики с флорой других стран, плоды поставлялись к столу государя.
|
За Красным садом, перпендикулярно к нему, от Фонтанки к Лебяжьей канавке, идет двойная аллея, фиксирующая закопанный Поперечный канал – границу самого первого петровского сада. Можно обратить внимание на каменную площадку с чугунными вазами, в этом месте в конце канала располагалась пристань для лодок.
Рисунок 9. Площадка старой пристани на Лебяжьем канале.
|
Перед пристанью в конце двойной аллеи напротив площадки с вазами находится одна из самых романтичных скульптурных групп Летнего сада на сюжет легенды об Амуре и Психее.
Рисунок 10. Один из шедевров скульптурной коллекции Летнего сада скульптура Амур и Психея.
|
В нарушение запрета богов земная женщина Психея пытается разглядеть лицо своего божественного мужа. Работа выполнена в духе школы выдающегося мастера эпохи расцвета римского барокко Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680 ).
Рисунок 11. Амур и Психея. Скульптура создана в конце 17- го века Джулио Картари .
|
2. Аллея фонтанов Летнего сада
В регулярную часть Летнего сада можно попасть как со стороны Невы, так и по Главной аллее . идущей через весь сад от южного входа к северному. Если Вы вошли в Летний сад со стороны реки Мойки и направляетесь по Главной аллее к регулярной части, то на границе пейзажного парка Вас встретят античные боги –близнецы богиня Луны и охоты Диана и бог солнечного света Аполлон. До реставрации сада на Главной аллее находились круглые цветочные клумбы на месте засыпанных фонтанов
Рисунок 1. Диана и Аполлон. Скульптурные копии с античных оригиналов Леохара - великого древнегреческого скульптора, творившего в 4 веке до нашей эры.
|
На площадках вокруг восстановленных фонтанов скульптуры расставлены по темам согласно списка царя, по которому он заказывал своим агентам искать и приобретать в Европе скульптурные произведения лучших итальянских ваятелей. Петровская коллекция итальянской скульптуры Летнего сада насчитывала около 200 произведений скульпторов итальянского барокко начала 18 века. К настоящему времени из петровского набора сохранилось около 50. Подлинные экземпляры отреставрированы и помещены в экспозицию Михайловского замка. Их заменили копиями, выполненными из искусственного мрамора. Расстановка скульптуры в основном соответствует их первоначальному местоположению
На Главной аллее в регулярной части парка есть 4 площадки с восстановленными фонтанами и обновленными скульптурными группами . Первая площадка с фонтаном Пирамида украшена полуобнаженными скульптурными фигурами - аллегориями круговорота времени. До Петра I в России не существовало искусства пластики и не было принято изображать обнаженное тело. Стремление царя привить иноземные вкусы российской знати и простолюдинам встречало недвусмысленный отпор. У скульптур часто отламывали мелкие детали, а сами изображения называли дьявольскими. Поэтому для охраны скульптур в саду несли службу караульные солдаты с ружьем.
Рисунок 2. Скульптурное изображение Авроры - римской богини утренней зари ( 1717 ), работа Джованни Бонацца.
|
Рисунок 3. Статуи Закат и Ночь у фонтана Пирамида работы Джованни Бонацца ( 1695 - 1730 ) из широко известного семейства венецианских скульпторов Бонаццо.
|
Вернемся к Невскому входу со скульптурами богинь Славы и Минервы напротив входа в сад и побродим по саду Петра I.
Рисунок 1. Начало Главной аллеи фонтанов на перекресткае с Невской аллеей украшено статуями античных богинь Славы и Минервы работы Пьетро Баратта и Томаса Квеллинуса.
Богиня Славы, провожающая героев на небеса, изображена в виде полуобнаженной женщины, она опирается на памятный обелиск – символ вечности , левой рукой она держит лавровый венок – награду героев.
Рисунок 2. Статуя богини Славы работы Пьетро Баратта ( начало 18 века ).
|
Боскеты на стороне царя сейчас представляют собой облесенные лужайки между Невской, Дворцовой и Шкиперской аллеями. В процессе реконструкции в трех боскетах были найдены пруд и два фонтана.
В боскете между Дворцовой и Шкиперской аллеями и дворцом царя при реконструкции сада восстановлен Менажерийный пруд с небольшой беседкой в центре пруда и домиками для водоплавающих птиц по краям пруда. Здесь царь любил отдыхать в одиночестве , мог при необходимости проводить доверительные беседы , будучи уверенным, что никто не слышит содержания обсуждаемых вопросов. Свидетельствуют, что царь любил угощать здесь вином своих собеседников для развязывания языка. Через пруд в беседку можно было попасть на лодке, которую обслуживал карлик, специально прикрепленный для перевозки царя и его
гостей.
Рисунок 4. Менажерийный пруд с беседкой.
|
Фундаменты двух обнаруженных фонтанов Лакоста и Фаворитка расположены в боскетах перед Кофейным и Чайным домиками, построенными в саду при его реконструкции в 19 веке. В настоящее время здесь восстановлены зеленые галереи с кабинетами, а фундаменты фонтанов на площадках галерей сохранены в качестве объектов фонтанной археологической экспозиции.
Рисунок 5. Фонтан Лакоста законсервирован как археологический объект, иллюстрирующий технологические приемы устройства фонтанного хозяйства Летнего сада времен Петра Великого.. Ян Лакоста приехал в Россию в 1714 году из Гамбурга . Служил при Петре I придворным шутом. Был высокообразованным человеком и фактически сатириком при дворе царя, позволявшем себе умные и острые шутки в адрес придворных и самого монарха.
Перед галереями с фонтанами Лакоста и Фаворитка на одной линии со дворцом царя на берегу реки Фонтанка находится Кофейный домик. Он был построен при реконструкции сада в 1826 году по проекту архитектора Карло Росси. Сейчас в Кофейном домике располагается сувенирный магазин с большим ассортиментом книг и памятных подарков.
|
Рисунок 6.. Кофейный домик в Летнем саду.
|
В петровское время на месте Кофейного домика стоял Грот. Грот был замечательным объектом, украшением сада. Грот был построен по проекту основателя немецкого барокко, главного архитектора прусского королевского двора Андреаса Шлютера (1660 – 1714 ), которого современники называли Микеланджело севера. Царю удалось заполучить этого зодчего и скульптора, автора Янтарной комнаты после обрушения Монетной башни Берлинского замка, выстроенной по проекту Шлютера на песчаном грунте. Архитектор впал в немилость и в 1713 году принял приглашение переехать в Россию. Здесь его творческая деятельность была плодотворной, но недолгой , он умер в Санкт-Петербурге в 1714 году.
Грот – имитация скальной пещеры имел три зала. Стены зал были украшены раковинами и стеклом и мерцали при слабом дневном освещении Звучала органная музыка, работой органа дирижировали водяные струи фонтанов. В залах стояли античные скульптуры и Нептун в экипаже –раковине, запряженной тритонами и морскими конями. Во время археологических исследований в подвалах Кофейного домика была обнаружена герма с головой Вакха неизвестного скульптора 18-го века. Герма – четырехгранный столб с безруким торсом в древности ставилась у дорог и ворот как охранитель границ пространства. Герма Вакха является единственным неотреставрированным экспонатом скульптурной коллекции. Она помещена в археологическую экспозицию как наглядное свидетельство влияния времени на скульптурную коллекцию Летнего сада.
Рисунок 7. Герма бога виноделия Вакха из павильоне Грот в вестибюле археологической экспозиции. Торс бога прикрыт львиной шкурой, на голове венок из виноградных листьев. С 16 века гермы используются в качестве декоративной парковой скульптуры.
|
Между Гротом и дворцом царя вдоль Фонтанки располагались служебные корпуса двухэтажных Людских покоев. соединенные со дворцом галереей. На их месте сейчас простирается прямоугольный боскет, примыкающий к Кофейному домику Карла Росси.
В соседних боскетах на стороне царя сейчас находятся Чайный домик и памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову ( 1769 – 1844 ) работы скульптора барона Петра Клодта ( 1805- 1867 ) . Барон Петр Клодт фон Юргенсбург – потомственный военный, скульптор и литейщик от бога, он самоучкой освоил скульптурное и литейное мастерство. Памятник Крылову установлен в саду в 1855 году по повелению Николая I. Вероятно по причине того, что при Петре I сад украшали персонажи басен Эзопа. На большой площадке перед дедушкой Крыловым в обществе героев басен любят резвиться дети и отдыхать взрослые.
Рисунок 8. Памятник баснописцу Ивану Крылова работы Петра Клодта.
|
Рисунок 9. Пьедестал и решетка памятника баснописцу - изделие высочайшего скульптурного и чугунолитейного мастерства автора памятника.
|
Чайный домик – деревянный павильон архитектора Людовика Шерлеманя был сооружен при реконструкции сада в 1827 году и удачно вписался в его облик. Сейчас в Чайном домике находится уютное кафе.
Рисунок 10..Чайный домик в Летнем саду.
|
От зеленых галерей с кабинетами рядом с Кофейным домиком, на месте которого стоял Грот, можно вернуться на аллею, ведущую к домику царя с Гаванцем – рукотворной гаванью, прокопанной от Фонтанки до крыльца петровского жилища, чтобы можно было подъехать на лодке прямо к крыльцу дворца. По сторонам крыльца были вмонтированы специальные кольца для швартовки малых судов посетителей царя.
Рядом с Летним дворцом Петра I на открытой лужайке , видимая издалека и со всех сторон красуется скульптурная группа под названием Мир и Победа или Ништадтский мир - аллегория победы России в борьбе за свои северные территории. Война продолжалась 21 год, имела негативные демографические и экономические последствия для обеих сторон. Женские фигуры изображают Россию и богиню победы Нику, венчающую Россию лавровым венком. Факел войны в руках России опущен вниз, к себе она прижимает рог изобилия. Крылатая богиня Победы попирает ногой поверженного врага в образе льва и венчает победительницу лавровым венком.
Рисунок 11.Скульптурная группа Мир и Изобилие Пьетро Баррата, 1725. Скульптура выполнена по специальному заказу Петра I и поставлена в 1726 году у дворца после смерти царя.
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий