Продолжение начало здесь
1.Михайловский замок
2. Музейная экспозиция Михайловского замка
3.
Памятник Петру I и Михайловские манежи
Об
императоре Павле I – русском Гамлете можно сказать его же словами
“Бедный Павел !”. Своё царствование он начал
с похорон праха своего отца императора Петра Федоровича, убитого фаворитами
Екатерины II и похороненного без почестей в церкви Александро-Невской лавры в 1730
году. Старые “екатерининские орлы” через весь город на плечах перенесли гроб
убиенного ими Петра III от места его захоронения в Зимний дворец. Там Павел I провёл обряд коронации праха Петра III. Только после этого
отец и мать Павла I были похоронены рядом в императорской усыпальнице Петропавловского
собора. Одновременно Павел I помиловал опальных вельмож своих предшественников
на троне. К тому же роду событий относится установка памятника Петру I. В 1800 году
Павел I велел установить перед своей резиденцией полузабытый памятник прадеду
работы Карло Растрелли.
Карло Растрелли (1670-1744) был видным и
разносторонним мастером барокко, работал во Флоренции, Риме, Париже. Карло
Растрелли приехал в Россию по приглашению Петра I в качестве скульптора и
архитектора, гидравлика и фонтанного мастера вместе с сыном Бартоломео ( 1700 – 1771) - будущим великим русским зодчим. Карло
Растрелли стал первым архитектором и скульптором России по мрамору, свинцу,
воску и бронзе.
Памятник Петру I имеет длинную историю.
Карло Растрелли не успел довести до конца
создание своего шедевра. После смерти мастера его сын Бартоломео в
1745-1747 годах по готовой модели, одобренной Петром I, отлил памятник из
бронзы, следующие восемь лет ушли на исправление деталей литья. Вплоть до Павла
I вопрос об установке этого памятника не
возникал. К тому же императрица Екатерина II не жаловала произведения в стиле барокко. Она поставила в 1782 году на
Сенатской площади столицы ампирный памятник первому российскому императору
работы французских скульпторов Этьенна Фальконе
и Марии Колло. Этот памятник считается одной из лучших конных статуй мирового
искусства ваяния.
Рис.1. Памятник Петру I на Сенатской площади работы Этьенна Фальконе и Марии Колло. На вершине гранитной скалы высечена надпись ПЕТРУ ПЕРВОМУ ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ. |
Рис. 2.Бульвар Кленовая аллея и памятник Петру I перед Михайловским замком. |
Памятник Петру I работы
отца и сына Растрелли был поставлен в центре парадной площади перед
Воскресенскими воротами замка. Сейчас площадь носит имя Петра Великого, при
Павле I она называлась Площадью Коннетабля. Коннетабль – рыцарское звание
средневекового военного начальника высшего ранга, которому во время войн
подчинялись короли и императоры. Коннетабль был идеалом цесаревича Павла, с
юности увлеченного военным делом. Но мать-императрица до последнего своего часа
не допускала сына-наследника к государственной деятельности.
Для памятника был изготовлен постамент из мрамора
светлых оттенков по проекту Федора Волкова и бронзовые барельефы, выполненные
по рисунку Михаила Козловского.
Фёдор
Иванович Волков (1754-1803) и Михаил Иванович Козловский (1753-1802) – первые
выпускники Российской Академии художеств, основанной согласно указу Петра I об
образовании школы, где подобно французской Академии талантливые дети будут
обучаться языкам, наукам, художествам. Как учебное заведение Академия была
организована при дочери Петра I при императрице Елизавете Петровне. Дети 4-5 лет
поступали в Воспитательный класс, где обучались 9 лет и после завершения
обучения переходили в высшие классы. Те воспитанники, которые получали за свои
работы золотые медали, становились пенсионерами Академии и отправлялись за
границу для продолжения образования. Авторы постамента для памятника были
профессорами Академии художеств и виднейшими представителями русского
классицизма конца !8-го века.
На
пьедестале памятника Петру I увековечены события Северной войны 1700-1721
годов – главные битвы Петра I. Победные баталии под Полтавой 27 июня 1709 года
и морское Гангутское сражение 27 июля 1714 года (по старому стилю) были решающими
в ходе Северной войны России со Швецией. Картины битв на памятнике полны аллегорий
в стиле, характерном для эпохи Петра I. На линии зодиака отражены даты сражений. Швеция
ассоциируется со львом, крылатая богиня Победы протягивает в сторону русского
войска лавровый венок Славы, в другой руке держит пальмовую ветвь Мира, ангелы
трубят победу. Памятник пользуется большой популярностью у туристов. Каждый
экскурсант прикладывается рукой к деталям изображения, втайне загадывая желание
вернуться сюда ещё хоть раз. Ноги и копыта на памятнике отполированы руками
туристов до неестественного блеска.
Рис. 5.Сцена Гангутского сражения. За победу в этом бою царю было присвоено звание вице-адмирала. |
Перед
Михайловским замком по сторонам Кленовой аллеи из лип и берез расположены
служебные корпуса, придворные конюшни и манежи. При их строительстве
значительная площадь садов между Мойкой и Фонтанкой была вырублена. Здания
манежей Винченцо Бренны были перестроены Карлом Росси и приобрели современный
вид во время строительства дворца великого князя Михаила Павловича - сына
императора Павла I.
Рис.8. Один из манежей Михайловского замка.
|
После возведения Михайловского замка с его служебными корпусами и манежами от большого второго Летнего сада Петра I в районе Невского проспекта и Итальянской улицы сохранился крошечный сквер с фонтаном. В этом сквере на Ново-Манежной площади поставлены памятники великим итальянским зодчим, возводившим петровский Парадиз. Бюсты Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Карла Росси, Антонио Ринальди были поставлены на площади вокруг фонтана в 2002 году в качестве дара от города Милана. Они выполнены современным скульптором, автором памятника Павлу I Владимиром Горевым.
Рис. 9. Сквер на Ново-Манежной площади с бюстами великих итальянских зодчих – создателей дворцово – парковых ансамблей Санкт-Петербурга.
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий