ВТОРОЙ ЛЕТНИЙ САД (III)

Продолжение  начало здесь

 1.Михайловский замок

2. Музейная экспозиция Михайловского замка


 3. Памятник Петру I и Михайловские манежи 

 Об императоре Павле I – русском Гамлете можно сказать его же словами “Бедный Павел !”.  Своё царствование он начал с похорон праха своего отца императора Петра Федоровича, убитого фаворитами Екатерины II и похороненного без почестей в церкви Александро-Невской лавры в 1730 году. Старые “екатерининские орлы” через весь город на плечах перенесли гроб убиенного ими Петра III от места его захоронения в Зимний дворец. Там Павел I провёл обряд коронации праха Петра III. Только после этого отец и мать Павла I были похоронены рядом в императорской усыпальнице Петропавловского собора. Одновременно Павел I помиловал опальных вельмож своих предшественников на троне. К тому же роду событий относится установка памятника Петру I. В 1800 году Павел I велел установить перед своей резиденцией полузабытый памятник прадеду работы Карло Растрелли.

Карло Растрелли (1670-1744) был видным и разносторонним мастером барокко, работал во Флоренции, Риме, Париже. Карло Растрелли приехал в Россию по приглашению Петра I в качестве скульптора и архитектора, гидравлика и фонтанного мастера вместе с сыном Бартоломео  ( 1700 – 1771) -  будущим великим русским зодчим. Карло Растрелли стал первым архитектором и скульптором России по мрамору, свинцу, воску и бронзе.

 Памятник Петру I имеет длинную историю. Карло Растрелли не успел довести до конца  создание своего шедевра. После смерти мастера его сын Бартоломео в 1745-1747 годах по готовой модели, одобренной Петром I, отлил памятник из бронзы, следующие восемь лет ушли на исправление деталей литья. Вплоть до Павла I вопрос об установке этого памятника не возникал. К тому же императрица Екатерина II не жаловала произведения в стиле барокко. Она поставила в 1782 году на Сенатской площади столицы ампирный памятник первому российскому императору работы французских скульпторов Этьенна  Фальконе и Марии Колло. Этот памятник считается одной из лучших конных статуй мирового искусства ваяния.

Рис.1. Памятник Петру I на Сенатской площади работы Этьенна Фальконе и Марии Колло. На вершине гранитной скалы высечена надпись ПЕТРУ ПЕРВОМУ ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ.



Рис. 2.Бульвар Кленовая аллея и памятник Петру I перед Михайловским замком.


Памятник Петру I работы отца и сына Растрелли был поставлен в центре парадной площади перед Воскресенскими воротами замка. Сейчас площадь носит имя Петра Великого, при Павле I она называлась Площадью Коннетабля. Коннетабль – рыцарское звание средневекового военного начальника высшего ранга, которому во время войн подчинялись короли и императоры. Коннетабль был идеалом цесаревича Павла, с юности увлеченного военным делом. Но мать-императрица до последнего своего часа не допускала сына-наследника к государственной деятельности.

Рис. 3.   Памятник Петру I. Первый конный монумент в России. Выполнен при жизни царя в 1724 году, отлит в бронзе в 1747 году, установлен в 1800 году. Надпись на памятнике– Прадеду от правнука -- принадлежит Павлу I.


Для памятника был изготовлен постамент из мрамора светлых оттенков по проекту Федора Волкова и бронзовые барельефы, выполненные по рисунку Михаила Козловского.
 Фёдор Иванович Волков (1754-1803) и Михаил Иванович Козловский (1753-1802) – первые выпускники Российской Академии художеств, основанной согласно указу Петра I об образовании школы, где подобно французской Академии талантливые дети будут обучаться языкам, наукам, художествам. Как учебное заведение Академия была организована при дочери Петра I при императрице Елизавете Петровне. Дети 4-5 лет поступали в Воспитательный класс, где обучались 9 лет и после завершения обучения переходили в высшие классы. Те воспитанники, которые получали за свои работы золотые медали, становились пенсионерами Академии и отправлялись за границу для продолжения образования. Авторы постамента для памятника были профессорами Академии художеств и виднейшими представителями русского классицизма конца !8-го века.
 На пьедестале памятника Петру I увековечены события Северной войны 1700-1721 годов – главные битвы Петра I. Победные баталии под Полтавой 27 июня 1709 года и морское Гангутское сражение 27 июля 1714 года (по старому стилю) были решающими в ходе Северной войны России со Швецией. Картины битв на памятнике полны аллегорий в стиле, характерном для эпохи Петра I. На линии зодиака отражены даты сражений. Швеция ассоциируется со львом, крылатая богиня Победы протягивает в сторону русского войска лавровый венок Славы, в другой руке держит пальмовую ветвь Мира, ангелы трубят победу. Памятник пользуется большой популярностью у туристов. Каждый экскурсант прикладывается рукой к деталям изображения, втайне загадывая желание вернуться сюда ещё хоть раз. Ноги и копыта на памятнике отполированы руками туристов до неестественного блеска.
Рис. 4. Сцена Полтавской битвы. В результате битвы шведский король Карл XII бежал, оставив своих командиров и личный штандарт на поле боя. Петру I за Полтавское сражение было присвоено звание генерал-лейтенант.


Рис. 5.Сцена Гангутского сражения. За победу в этом бою царю было присвоено звание вице-адмирала.


 Перед Михайловским замком по сторонам Кленовой аллеи из лип и берез расположены служебные корпуса, придворные конюшни и манежи. При их строительстве значительная площадь садов между Мойкой и Фонтанкой была вырублена. Здания манежей Винченцо Бренны были перестроены Карлом Росси и приобрели современный вид во время строительства дворца великого князя Михаила Павловича - сына императора Павла I.
Рис.6. По обе стороны Кленовой аллеи перед Михайловским замком архитектор замка спланировал и построил служебные корпуса и конюшни, здания которых до сих пор принадлежат военному ведомству. После Бренны они были перестроены по плану ученика Бренны архитектора Карлом Росси в годы возведения дворцово-паркового ансамбля центра города.



Рис.7.Конюшни располагаются по обеим сторонам улицы на месте вырубленного второго Летнего сада. На дальнем плане – Михайловский замок и памятник Петру I. Два розовых здания, симметрично расположенные по оси Кленовой аллеи – кавалергардии.




Рис.8. Один из манежей Михайловского замка.

После возведения Михайловского замка с его служебными корпусами и манежами от большого второго Летнего сада Петра I в районе Невского проспекта  и Итальянской улицы сохранился крошечный сквер  с фонтаном. В этом сквере на Ново-Манежной площади поставлены памятники великим итальянским зодчим, возводившим петровский Парадиз.  Бюсты Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Карла Росси, Антонио Ринальди были поставлены на площади вокруг фонтана в 2002 году в качестве дара от города Милана. Они выполнены современным скульптором, автором памятника Павлу I Владимиром Горевым.

Рис. 9. Сквер на Ново-Манежной площади с бюстами великих итальянских зодчих – создателей дворцово – парковых ансамблей Санкт-Петербурга.




Комментариев нет :

Отправить комментарий