Четырнадцатилетняя немецкая принцесса София Августа
Фредерика - великая княжна Екатерина Алексеевна волею судьбы оказалась в центре
российской жизни второй половины 18-го века. Прежде, чем она заняла российский
престол, она упорно и методично изучала окружающий её мир. Она сменила имя,
веру, освоила язык, приняла правила русской придворной жизни и политеса. Она
изучала историю, географию, жизнь сословий, культуру российского общества. Она
освоила азы и приёмы российской и европейской дипломатии. На русском престоле
оказалась самая образованная женщина своего времени.
Рис.1. Императрица
Екатерина II. Портрет работы Стефано Торелли (1762-1766 годов).
В истории России немецкая принцесса осталась под именем
Екатерины Великой. Более трёх десятилетий с 1762 по 1796 годы она занимала
российский трон и служила интересам России. При ней России удалось раздвинуть границы
на всех направлениях, построить новые города, упорядочить управленческие
структуры, создать систему народного образования, появился новый класс
фабрикантов и промышленников. Его жизненная философия заключалась в отрицании
излишеств и расточительности аристократии. Здравый смысл и полезная
деятельность ставились во главу угла.
В архитектуре при Екатерине II роскошь елизаветинского
барокко сменяется строгостью раннего русского классицизма. При внешней простоте
в деталях господствуют изысканность, симметрия и порядок. Толчком к переменам
архитектурного стиля послужили массовые археологические раскопки античных
сооружений. В Англии и Франции выходят в свет и берутся на вооружение
публикации по результатам архитектурных обмеров античных зданий разного назначения.
Придворные архитекторы короля Георга III Роберт Адам (1728-1792) и Уильям
Чемберс (1726-1796) застраивают города и поместья Англии в новом стиле. Их
здания безупречны по пропорциям, гармоничны и строги. Одновременно меняется и
стиль садового искусства. Версальская мода вытесняется английским пейзажным
стилем - стилем природной естественности.
Золотой дворец Елизаветы Петровны с регулярным парком
императрице не по душе. Она приказывает закрасить потускневшее золото, снять с
крыш деревянные позолоченные статуи, прекратить обрезку деревьев в регулярных
садах. Покои Елизаветы Петровны, в которых поселилась императрица, кажутся ей”
дрянными” и безвкусными. Она мечтает
переделать их по своему вкусу. «Я с ума схожу от архитектурных книг. Вся
комната моя ими завалена, а мне всё ещё не довольно…» пишет она своему
поверенному Фридриху Гримму, сопровождая просьбу найти в Италии 2-х хороших
архитекторов для строительства своей резиденции в Царском Селе. В 1779 году она
приглашает в Россию известного исследователя античной архитектуры шотландца
Чарльза Камерона.
Камерон Чарльз (1743
-1812) родился в Лондоне в семье шотландца Вальтера Камерона , члена
гильдии плотников, строителя новых кварталов Лондона. От отца перенял его
мастерство и стал помощником архитектора. Он изучает архитектуру и
декоративно-прикладное искусство. В конце 60-х годов Камерон работает в Риме на
раскопках терм императора Тита, сопоставляет их с историческими источниками и
наследием Палладио. В 1772 году он издаёт огромный по содержанию труд ” Термы
римлян”, который принёс ему широкую известность. В 1779 году Камерон приезжает
в Россию. Здесь, благодаря покровительству российской императрицы, начинается
его многоплановая архитектурная деятельность в качестве придворного
архитектора.
Императрица поручает Чарльзу Камерону обновить свои
апартаменты во дворце Елизаветы Петровны.
От их роскошной обстановки после оккупации Царского Села 1941-1944 годов
не осталось практически ничего кроме отдельных экспонатов. К настоящему времени из помещений, созданных
Камероном для Екатерины Великой во дворце Елизаветы Петровны, полностью
воссозданы Официантская комната, Зелёная столовая и Арабесковый зал. В стадии
реставрации находится Лионский зал. Их интерьер служит наглядным примером смены архитектурных стилей в оформлении Екатерининского дворца.
Рис.2. Интерьер Официантской комнаты демонстрирует
характерные приёмы оформления дворцовых помещений в духе классической
изысканности и простоты.
Стены комнаты спокойного розового цвета, они разделены
пилястрами – плоскими выступами с вертикальными желобками-каннелюрами. Эти
условные колонны имеют в основании базу, а наверху оканчиваются капителью.
Стены разделены лепными рамами строгих очертаний. Картины помещены в белые
ровные квадратные золочёные рамы с желобками.
Везде выдержан принцип симметрии с использованием геометрических фигур.
Рисунок паркета состоит из кругов, овалов, квадратов, включённых друг в друга.
Столики, комоды и стулья на ножках, изогнутых и утончающихся к низу, часто они
украшены желобками.
Стены бледного зелёного цвета разделены на квадраты
фантастическими колоннами. Орнамент внутри квадратов на мотивы античных фресок
выполнен белой лепниной низкого рельефа. В него включены фигуры юношей и девушек,
медальоны с детскими изображениями, завитки и гирлянды из побегов растений.
Круглая форма присутствует в узоре паркета, спинках стульев, медальонов
стен.
Рис.4. Декор стен основан на симметричном расположении
фигур, гирлянд и колонн из ваз, балясин и акантов.
Фризы колонн украшены параллельными желобками и несут
гирлянды с овальными медальонами. Фигуры
поставлены на консоли в форме канделябра с завитками аканта. Верхняя часть
стены покрыта лепным растительным орнаментом из облиственных побегов, выше по
бордюру идёт ряд круглых медальонов и ваз в обрамлении гирлянд. На всех уровнях
помещены округлые медальоны и квадратные вставки с фоном бледно-розового
оттенка и лепниной на античные темы.
Из двух вестибюлей -
Антикамер Золотой елизаветинской анфилады Камерон создал парадные
Лионский и Арабесковый залы.
Рис.5. Арабесковый зал- один из парадных залов
дворца, созданных Камероном по желанию Екатерины II в 1781 году вместо 4-ой
Антикамеры в анфиладе залов Франческо Бартоломео Растрелли.
По цветовому решению зал оформлен в тонах голубого и синего
цвета в сочетании с белым. Голубой и
синий цвет присутствует в обивке мебели и в узоре орнамента. Белый фриз
сочетается с белым мрамором камина и белыми колоннами-пилястрами. На верхнем
ярусе стен помещены росписи на античные темы. Они выполнены в технике одного
цвета, монохрома –гризайля.
Рис.6. Яруса высоких стен зала разделены широким белым
золочёным фризом. Двойные
пилястры-колонны низкого рельефа делят стены. Стены разделены на квадраты в
канонических архитектурных пропорциях. Овальные зеркала в резных золочёных
рамах размещены между пилястрами.
Рис.7. Позолоте фриза вторит золотая отделка дверей, стенных
панелей, капителей, пилястр, узоров над овальными зеркалами, оформление
каминных решёток.
Рис. 8. Стенные панели в золочёных рамах расписаны
симметричным помпейским орнаментом –
фантастическими арабесками. В арабесковом орнаменте присутствует
геометрическая сетка с бесконечным повторением симметричных мотивов из
человеческих лиц, животных и растений.
Рис.9. Плафон на потолке зала выполнен в канонах античной
классики. Центральный медальон плафона с изображением Венеры и Амура окружён
восемью медальонами античных богинь, находящихся в статичной позе. По голубому
фону плафона в технике монохрома выполнены гирлянды и арабески в углах плафона.
Симметричные геометрические формы вложены друг в друга.
Пятая Антикамера Франческо Бартоломео Растрелли в 1781-1783
годах была переделана Камероном в Лионский зал. Это помещение находится в стадии
реставрации. В 2005 году был
восстановлен объём зала без декора - воссозданы стены, потолок, полы, двери. В
воссоздании нуждаются интерьер и художественное оформление зала. Сейчас в
экспозиции выставлены отдельные сохранённые и обновлённые предметы мебели из
интерьера Лионского зала екатерининского и более позднего времени.
Для Лионского зала Камерон выбрал золотистые и синие цвета.
Золотистый лионский шёлк знаменитой французской мануфактуры Камилла де Пернон
был приобретён для покрытия поверхности стен.
Рис.10. Шелк служил главным элементом в украшении зала.
Павлины, лебеди и фазаны в сложном переплетении гирлянд и ветвей были вытканы
разноцветными нитями по фону золотистого атласного грунта.
Рис.11. Потолок был украшен плафоном по рисунку Чарльза Камерона. Античные персонажи и арабески включены в
геометрический орнамент из кругов, стилизованных квадратов и овалов.
Рис.12. Паркет Лионского зала был набран из заморских
древесных пород. В рисунок паркета вставлены пластины из перламутра и черепаховой
кости. Ими заполнены мелкие медальоны по сторонам крупных квадратов и центр
рисунка паркета. В период оккупации паркет был разобран и вывезен в Германию.
Его вернули в Россию в 1947 году.
Рис.13. Синий лазурит использован для декора карнизов,
нижних панелей стен, дверей, наличников и простеночных зеркал. Лазуритовые
панели украшены деталями из золочёной бронзы.
Рис.14. Обрамление дверей из бадахшанского лазурита с
мотивами античного орнамента, с бычьими и львиными головами, восстановлено в
2017 году. Стоимость работы по
восстановлению декора портала этой двери Лионского зала обошлась государству в
пять миллионов рублей.
Реставрация декоративного убранства из лазурита и золочёной
бронзы ведётся методом русской мозаики. На подготовленную ровную поверхность
каменной плиты наклеиваются тонкие, подогнанные по форме отполированные
пластинки цветного камня. Стыки пластинок плотно подгоняются друг к другу без
зазоров для создания иллюзии единой поверхности.
Рис.15. Созданная при ремонте зала в 1861 году люстра на 86
свечей архитектора Ипполита Монигетти заняла своё историческое место в 2011
году.
Рис.16.В помещении Лионского зала выставлены образцы мебели
из парадных комнат дворца екатерининского времени. Кресла, обитые голубым
лионским шёлком с роскошным цветочным узором, столик и шкафчик с украшениями в
технике маркетри. Маркетри-орнамент набран из фигурных пластинок разных пород
деревьев в сочетании с кусочками слоновой кости, перламутра и металла.
Рис.17. Для мебели Лионского зала наряду с традиционными
материалами Камерон использовал лазурит. Столешницы, каминные решётки,
подсвечники, вазы, фонари были изготовлены целиком или со вставками лазоревого
камня.
После Екатерины II Лионский зал принадлежал Александре
Фёдоровне- жене императора Александра II Николаевича. Для неё архитектор
Ипполит Монигетти в 1848-1861 годах провёл реставрацию декоративного убранства
зала. Интерьер зала был видоизменён согласно вкусам императрицы и новой моды. В
зале появилась новая мебель с использованием малинового штофа, новые обои на
стенах, роскошная люстра, столики с лазуритовыми столешницами и другие предметы
интерьера, выполненные по проекту Ипполита Монигетти специально для Лионского
зала.
Рис.18. Гарнитур из лазурита с бронзовыми золочёными
накладками на синей поверхности камня из интерьера Лионского зала.
Лионский зал Чарльза Камерона и Ипполита Монигетти является
выдающимся образцом русского декоративно-прикладного искусства в духе
классицизма. Его воссоздание потребует много времени и финансовых средств.
Комментариев нет :
Отправить комментарий