Зубовский корпус Царскосельского дворца и Собственный садик их императорских высочеств


При Екатерине Великой Царское Село становится одним из главных мест пребывания императорского двора. Рядом с императорским дворцом вельможи строят свои особняки и дачи. Площадь Екатерининского дворца увеличивается за счёт строительства новых корпусов. Императрица привлекает к обустройству своей резиденции выдающихся российских и иностранных архитекторов, инженеров, гидротехников и садоводов.
В период её царствования в Царском Селе работают знаменитые зодчие – итальянцы Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, шотландец Чарльз Камерон, русский зодчий немецкого происхождения  Юрий Фельтен, русские архитекторы и паркостроители Нееловы: отец Василий Неелов с сыновьями Ильей и Петром .

Рис.1.  В 1779-1785 годах со стороны Подкапризовой дороги и Треугольной площади - тогдашнего главного въезда в императорскую резиденцию -  к южному флангу дворца Елизаветы Петровны был пристроен корпус личных покоев Екатерины II. Сейчас рядом с торцом этого корпуса на Треугольной площади (на уровне припаркованного автомобиля) находится один из нескольких входов в парк.

Рис.2. Здание апартаментов Екатерины Великой является примером архитектуры раннего русского классицизма. Оно имеет одинаковые с барочным дворцом Елизаветы Петровны пропорции членения по вертикали и горизонтали: два этажа, колоннада на верхнем втором этаже, два яруса окон в помещениях второго этажа, балюстрада на крыше.

Отличия заключаются в рустованном нижнем этаже, в наличии горизонтальных и вертикальных тяг, организующих художественную структуру здания, присутствие портика с колоннадой. Этот корпус, по имени последнего фаворита императрицы, жившего в нём, до сих пор называют Зубовским. Главный фасад здания обращён в сторону пейзажного парка. Строили его архитекторы Юрий Фельтен и Илья Неелов в 1779-1785 годах по проекту Фельтена.
Юрий Фельтен ( 1730-1801 ) – сын эконома, служащего  Академии наук, до 13- летнего возраста жил в России, обучался в гимназии при Академии наук. Но после смерти отца уехал к семье в Германию, где обучался архитектуре в Тюбингенском университете.  В 1750 году вернулся в Россию и поступил на службу в Академию наук в качестве помощника архитектора. С 1754 года работает вместе с Франческо Бартоломео Растрелли, был его главным помощником при строительстве Зимнего дворца. В ряду российских зодчих Юрий Фельтен считается одним из наиболее известных представителей раннего русского классицизма.  В 1783 году избран членом-корреспондентом академии архитектуры в Париже,  в 1789-1794 годах был директором Санкт-Петербургской академии художеств.

Рис.3. Зубовский корпус был построен в единстве с архитектурным планом дворца Елизаветы Петровны. Здание дворца Елизаветы Петровны в два этажа, из которых второй этаж с Золотой анфиладой парадных залов, имеет два яруса окон.  Колоннада вдоль фасада второго этажа, атланты и кариатиды, львиные маски и другой бесчисленный лепной декор украшают  фасад. Крыша дворца увенчана балюстрадой.
 
Рис.4. Главный фасад корпуса Екатерины Великой имеет другую цветовую гамму. Первый этаж здания облицован гранитом и украшен рустами. Центральная часть фасада дополнена монументальным портиком с колоннадой. Двенадцать коринфских колонн на уровне верхнего этажа украшают центральную часть фасада.  Колонны портика с бронзовыми капителями и базами вытесаны из серого полосчатого мрамора, добытого из месторождения на Ладожском озере.

Рис.5. Буйство архитектурных украшений фасада дворца Елизаветы Петровны заменено скромными наличниками, цветочными гирляндами и рустами кладки стен нижнего этажа.

Рис.6. Строгие торцы Зубовского корпуса на фоне дворца Елизаветы Петровны не контрастируют с барочным декором Франческо Растрелли. Внешне элементы декора и бело-голубые стены торцовых стен и фасада, непосредственно примыкающие ко дворцу Елизаветы Петровны, являют пример классической простоты в согласии с архитектурой елизаветинского дворца.

Из окон нового корпуса Екатерины Великой раскрывалась панорама местности на много километров вокруг.  Её личные апартаменты, обустроенные Фельтеном, Неёловым, Камероном и Кваренги поражали воображение. Пышность и богатство отделки покоев императрицы были сравнимы с роскошью императоров древности. Серебряный кабинет, Опочивальня, Синий кабинет (Табакерка), Зеркальный кабинет, Рафаэлевская комната, Китайский зал были выполнены с учётом всех мыслимых и немыслимых пожеланий монархини.    Екатерина Великая была в восторге от воплощения своих архитектурных грёз. “Кто не видел, как они прекрасны и своеобразны, не может составить себе понятия о них…, я не перестаю ими любоваться…'' так отзывалась она о красоте своих апартаментов.
Личные комнаты Екатерины Великой вплоть до сентябре 1941 года сохранялись почти в первозданном виде. Они были разграблены при оккупации Царского Села, а здание корпуса превращено в руины. За 70 послевоенных лет удалось возобновить только стены и планировку внутренних помещений - комнат, лестниц и коридоров. В некоторых из них в настоящее время устраиваются выставки экспонатов из фондов Царскосельского музея.

  Рис.7. Перед новым корпусом дворца был разбит огромный луг в английском стиле, который назвали Большим лугом. Луговой массив, постепенно понижаясь, доходил до района Верхних прудов и продолжался Розовым полем до границ парка.

Рис.8. От покоев императрицы шла главная аллея нового парка. Она была задумана и является сейчас главной осью массива пейзажного Екатерининского парка.

При императоре Александре II Николаевиче- правнуке Екатерины Великой часть Большого луга перед Зубовским корпусом была отгорожена высокой чугунной оградой и отведена для Собственного сада семьи императора. Это было вызвано соображением безопасности царской семьи, поскольку народовольцы устроили настоящую охоту на Александра II.      В 1860-х годах Царскосельская резиденция была местом постоянного жительства императора Александра II. Его вторая семья, состоящая из княгини Е.М.  Долгоруковой и 4-х детей жили в Зубовском корпусе Екатерининского дворца.  Для семьи Александра II от пейзажного парка перед Зубовским корпусом была отделена значительная территория и там по проекту архитектора Александра Видова был устроен Собственный садик с фонтаном и Перголой. 
  Видов Александр Фомич ( 1829-1896 )- придворный архитектор Царскосельского дворцового ведомства с 1854 по 1896 годы. С 1840 года работал в качестве архитектурного помощника у Василия Стасова. Обучался в Петербургской Академии художеств. В Царском Селе оформлял и перестраивал дворцовые апартаменты  для нужд императорской семьи Николая I и Александра II. В 1859 году ему было присвоено звание академика Санкт – Петербургской императорской Академии художеств.

“Особый Собственный садик их императорских высочеств“  был спланирован   Александром фон Видовым  в 1856-57 годах в духе зклектики-смешения различных исторических стилей.      Собственный садик предназначался для отдыха и времяпровождения членов царской семьи и их гостей. Он являлся закрытым пространством для всех остальных посетителей парка.  Центром садика служит мраморный  восьмигранный бассейн с  Большим фонтаном. Высокая богато орнаментированная ваза фонтана была изготовлена на Петергофской гранильной фабрике. В садике проложены извилистые дорожки, устроены зеленые газоны и на их фоне  разбиты цветники и размещены куртины кустарников с отдельно стоящими  деревьями. По периметру садика высажены деревья более чем 20 видов. Среди групп кустарников и под сенью деревьев были размещены мраморные скульптуры. От Большого луга садик отделен Перголой, увитой зеленью, с 4-мя павильонами, в которых имеются полукруглые скамьи.
”Собственный садик императорских высочеств” при трёх поколений императоров был местом семейного времяпровождения - детской площадкой, танцевальным, концертным и обеденным залом в развлечениях романовской молодёжи.

Рис. 9. От Большого луга садик отделён итальянской беседкой-перголой с длинным рядом изящных колонн. Колонны беседки обвиты стеблями виноградной лозы и летом длинная пергола превращается в живую изгородь, отделяющую Собственный сад от Большого луга.

Рис.10. Садик перед Зубовским корпусом имеет вид парка с извилистыми дорожками, зелёными газонами и яркими цветниками.

Рис.11. На газонах высажены отдельные невысокие деревья и разбиты куртины кустарников.

Рис.12. Яркие пятна цветников размещены среди зелёных газонов.

Рис.13. Рядом с корпусом был построен Большой фонтан из белого каррарского мрамора. Сейчас фонтан находится на реставрации.

Рис.14. Скульптура в Собственном садике Александра II не несёт символического смысла. Она служит украшению сада. 

Комментариев нет :

Отправить комментарий