При Екатерине Великой Царское Село становится одним из
главных мест пребывания императорского двора. Рядом с императорским дворцом вельможи
строят свои особняки и дачи. Площадь Екатерининского дворца увеличивается за
счёт строительства новых корпусов. Императрица привлекает к обустройству своей
резиденции выдающихся российских и иностранных архитекторов, инженеров,
гидротехников и садоводов.
В период её царствования в Царском Селе работают знаменитые
зодчие – итальянцы Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, шотландец Чарльз
Камерон, русский зодчий немецкого происхождения
Юрий Фельтен, русские архитекторы и паркостроители Нееловы: отец Василий
Неелов с сыновьями Ильей и Петром .
Рис.1. В 1779-1785
годах со стороны Подкапризовой дороги и Треугольной площади - тогдашнего главного
въезда в императорскую резиденцию - к
южному флангу дворца Елизаветы Петровны был пристроен корпус личных покоев
Екатерины II. Сейчас рядом с торцом этого корпуса на Треугольной площади (на
уровне припаркованного автомобиля) находится один из нескольких входов в парк.
Рис.2. Здание апартаментов Екатерины Великой является
примером архитектуры раннего русского классицизма. Оно имеет одинаковые с
барочным дворцом Елизаветы Петровны пропорции членения по вертикали и
горизонтали: два этажа, колоннада на верхнем втором этаже, два яруса окон в
помещениях второго этажа, балюстрада на крыше.
Отличия заключаются в рустованном нижнем этаже, в наличии
горизонтальных и вертикальных тяг, организующих художественную структуру
здания, присутствие портика с колоннадой. Этот корпус, по
имени последнего фаворита императрицы, жившего в нём, до сих пор называют Зубовским.
Главный фасад здания обращён в сторону пейзажного парка. Строили его
архитекторы Юрий Фельтен и Илья Неелов в 1779-1785 годах по проекту Фельтена.
Юрий Фельтен ( 1730-1801 ) – сын эконома, служащего Академии наук, до 13- летнего возраста жил в
России, обучался в гимназии при Академии наук. Но после смерти отца уехал к
семье в Германию, где обучался архитектуре в Тюбингенском университете. В 1750 году вернулся в Россию и поступил на
службу в Академию наук в качестве помощника архитектора. С 1754 года работает
вместе с Франческо Бартоломео Растрелли, был его главным помощником при
строительстве Зимнего дворца. В ряду российских зодчих Юрий Фельтен считается
одним из наиболее известных представителей раннего русского классицизма. В 1783 году избран членом-корреспондентом
академии архитектуры в Париже, в
1789-1794 годах был директором Санкт-Петербургской академии художеств.
Рис.3. Зубовский корпус был построен в единстве с архитектурным
планом дворца Елизаветы Петровны. Здание дворца Елизаветы Петровны в два этажа,
из которых второй этаж с Золотой анфиладой парадных залов, имеет два яруса окон. Колоннада вдоль фасада второго этажа, атланты
и кариатиды, львиные маски и другой бесчисленный лепной декор украшают фасад. Крыша дворца увенчана балюстрадой.
Рис.4. Главный фасад корпуса Екатерины Великой имеет другую
цветовую гамму. Первый этаж здания облицован гранитом и украшен рустами. Центральная
часть фасада дополнена монументальным портиком с колоннадой. Двенадцать
коринфских колонн на уровне верхнего этажа украшают центральную часть
фасада. Колонны портика с бронзовыми
капителями и базами вытесаны из серого полосчатого мрамора, добытого из
месторождения на Ладожском озере.
Рис.5. Буйство архитектурных украшений фасада дворца Елизаветы
Петровны заменено скромными наличниками, цветочными гирляндами и рустами кладки
стен нижнего этажа.
Рис.6. Строгие торцы Зубовского корпуса на фоне дворца Елизаветы
Петровны не контрастируют с барочным декором Франческо Растрелли. Внешне элементы
декора и бело-голубые стены торцовых стен и фасада, непосредственно примыкающие
ко дворцу Елизаветы Петровны, являют пример классической простоты в согласии с
архитектурой елизаветинского дворца.
Из окон нового корпуса Екатерины Великой раскрывалась
панорама местности на много километров вокруг. Её личные апартаменты, обустроенные Фельтеном,
Неёловым, Камероном и Кваренги поражали воображение. Пышность и богатство
отделки покоев императрицы были сравнимы с роскошью императоров древности.
Серебряный кабинет, Опочивальня, Синий кабинет (Табакерка), Зеркальный кабинет,
Рафаэлевская комната, Китайский зал были выполнены с учётом всех мыслимых и
немыслимых пожеланий монархини.
Екатерина Великая была в восторге от воплощения своих архитектурных
грёз. “Кто не видел, как они прекрасны и своеобразны, не может составить себе
понятия о них…, я не перестаю ими любоваться…'' так отзывалась она о красоте
своих апартаментов.
Личные комнаты Екатерины Великой вплоть до сентябре 1941
года сохранялись почти в первозданном виде. Они были разграблены при оккупации
Царского Села, а здание корпуса превращено в руины. За 70 послевоенных лет
удалось возобновить только стены и планировку внутренних помещений - комнат,
лестниц и коридоров. В некоторых из них в настоящее время устраиваются выставки
экспонатов из фондов Царскосельского музея.
Рис.7. Перед новым корпусом дворца был разбит огромный луг в
английском стиле, который назвали Большим лугом. Луговой массив, постепенно
понижаясь, доходил до района Верхних прудов и продолжался Розовым полем до
границ парка.
Рис.8. От покоев императрицы шла главная аллея нового парка.
Она была задумана и является сейчас главной осью массива пейзажного Екатерининского
парка.
При императоре Александре II Николаевиче- правнуке Екатерины
Великой часть Большого луга перед Зубовским корпусом была отгорожена высокой
чугунной оградой и отведена для Собственного сада семьи императора. Это было
вызвано соображением безопасности царской семьи, поскольку народовольцы устроили
настоящую охоту на Александра II. В
1860-х годах Царскосельская резиденция была местом постоянного жительства
императора Александра II. Его вторая семья, состоящая из княгини Е.М. Долгоруковой и 4-х детей жили в Зубовском
корпусе Екатерининского дворца. Для
семьи Александра II от пейзажного парка перед Зубовским корпусом была отделена
значительная территория и там по проекту архитектора Александра Видова был
устроен Собственный садик с фонтаном и Перголой.
”Собственный садик императорских высочеств” при трёх поколений
императоров был местом семейного времяпровождения - детской площадкой,
танцевальным, концертным и обеденным залом в развлечениях романовской молодёжи.
Видов Александр
Фомич ( 1829-1896 )- придворный архитектор Царскосельского дворцового ведомства
с 1854 по 1896 годы. С 1840 года работал в качестве архитектурного помощника у
Василия Стасова. Обучался в Петербургской Академии художеств. В Царском Селе
оформлял и перестраивал дворцовые апартаменты
для нужд императорской семьи Николая I и Александра II. В 1859 году ему
было присвоено звание академика Санкт – Петербургской императорской Академии
художеств.
“Особый Собственный
садик их императорских высочеств“ был
спланирован Александром фон Видовым в 1856-57 годах в духе зклектики-смешения
различных исторических стилей.
Собственный садик предназначался для отдыха и времяпровождения членов
царской семьи и их гостей. Он являлся закрытым пространством для всех остальных
посетителей парка. Центром садика служит
мраморный восьмигранный бассейн с Большим фонтаном. Высокая богато
орнаментированная ваза фонтана была изготовлена на Петергофской гранильной
фабрике. В садике проложены извилистые дорожки, устроены зеленые газоны и на их
фоне разбиты цветники и размещены
куртины кустарников с отдельно стоящими
деревьями. По периметру садика высажены деревья более чем 20 видов.
Среди групп кустарников и под сенью деревьев были размещены мраморные
скульптуры. От Большого луга садик отделен Перголой, увитой зеленью, с 4-мя
павильонами, в которых имеются полукруглые скамьи.
Рис. 9. От Большого луга садик отделён итальянской
беседкой-перголой с длинным рядом изящных колонн. Колонны беседки обвиты
стеблями виноградной лозы и летом длинная пергола превращается в живую
изгородь, отделяющую Собственный сад от Большого луга.
Рис.10. Садик перед Зубовским корпусом имеет вид парка с
извилистыми дорожками, зелёными газонами и яркими цветниками.
Рис.11. На газонах высажены отдельные невысокие деревья и разбиты
куртины кустарников.
Рис.12. Яркие пятна цветников размещены среди зелёных
газонов.
Рис.13. Рядом с корпусом был построен Большой фонтан из
белого каррарского мрамора. Сейчас фонтан находится на реставрации.
Рис.14. Скульптура в Собственном садике Александра II не
несёт символического смысла. Она служит украшению сада.
Комментариев нет :
Отправить комментарий