Весной 1703 года Пётр I отвоевал у шведов устье Невы и заложил свой новый город
Санкт-Петербург. Чтобы освоить берега Балтики он раздал приближённым земли по
берегу Финского залива и повелел застраивать их поместьями и переселять туда
крепостных из других российских земель. Для себя он отвёл место откуда было
видно с берега новый город и крепость Кронштадт перед ним.
Рис.1. Вид на Санкт-Петербург с балюстрады петергофского
дворца Петра I Монплезир.
На выбор места для Петергофа повлияло желание Петра 1 иметь
свои сады с фонтанами, лучшими чем у французского короля. Царь приказал искать
на Ропшинской возвышенности источники воды для фонтанной системы парка. Узнав о тамошних многочисленных ручьях и
родниках, Пётр I лично
провёл съёмку местности в сопровождении местного крестьянина.
В 1714 году он отправил для обучения фонтанному делу в
Голландию и Францию своего пенсионера Василия Туволкова. Пять лет Туволков изучал гидротехнические
сооружения – каналы, шлюзы, плотины, водяные машины. По возвращении пенсионера
царь лично принимал у него экзамен и аттестовал на должность машиниста –
мастера по машинам. По проекту Туволкова в 1721 году был построен
24-хкилометровый канал от возвышенности к прудам-накопителям перед Финским
заливом. Уже 3 столетия разница высот парка
и вышележащей местности обеспечивает самотёчную бесперебойную работу
петергофских фонтанов.
Петергоф – морскую резиденцию Петра I создавали лучшие архитекторы,
приглашённые в Россию из разных стран Европы : главный берлинский архитектор Андреас Шлютер,
его ученик Иоганн Браунштейн, французский паркостроитель и архитектор Жан
Батист Леблон, архитектор папы римского итальянец Николо Микетти и его русский ученик Михаил Земцов, итальянский скульптор Карло
Растрелли. И тысячи безвестных русских людей – солдат, крепостных, мастеровых,
согнанных на строительство со всех концов России. Сам царь придирчиво следил за
ходом строительства.
Авторами планировки резиденции были Иоганн Браунштейн и Жан
Батист Леблон. Исходя из природных условий местности, Леблон предложил царю
проект дворцово-паркового комплекса с регулярными садами, морским каналом,
водными каскадами, фонтанами, дворцами и павильонами. Фонтанные комплексы
создавали Николо Микетти и Карло Растрелли.
По положению относительно дворца парк делился на две
самостоятельные части – Верхний и Нижний. Верхний сад расположен в южной части
парка на возвышенном ровном участке. Нижний парк тянется полосой вдоль берега
Финского залива.
Рис.2. Верхний сад - это геометрически распланированный регулярный парк
с фонтанами по главной оси и квадратами боскетов- рощиц по сторонам от осевой аллеи.
По центру аллеи устроены 3
округлых и перед окнами дворца -2 квадратных пруда-фонтана. Этот сад имеет
регулярный вид, он реконструирован заново в течение второй половины 20-го
столетия.
Рис.3. Центральная аллея Верхнего сада с тремя фонтанами ведёт к южному фасаду Большого дворца. За
пилонами входа в Верхний сад находится большая круглая чаша пруда с Межеумным фонтаном.
Рис.4. Под окнами южного фасада Большого дворца расположен Круглый пруд с Дубовым фонтаном . Маленький
Амур сменил находящийся в центре дуб, а
фонтан сохраняет старое название.
Рис. 5. Главная
аллея приводит к центру дворца с помещениями петровского времени, ранее
называемыми Большими хоромами.
Рис. 6.Большой дворец отделяет Верхний сад от Нижнего парка.
Петровский макет Большого дворца можно увидеть в небольшом музее «Царские
потехи» рядом с Церковным корпусом Большого Петергофского дворца.
Рис.7. Севернее
дворца вдоль берега Финского залива, под высоким уступом древнего моря расположен Нижний парк. Многочисленные
большие и маленькие пруды соединены водоводами с фонтанами Нижнего парка.
Нижний парк распланирован по принципу трёхлучевой симметрии.
Центральная аллея трёхлучья Нижнего парка – Марлинская. Она начинается перед
дворцом Марли от Большого пруда. Главная поперечная аллея идёт вдоль
Морского канала. Она является продолжением Главной аллеи Верхнего сада. От
Большого дворца веером расходятся аллеи
к голландским дворцам Петра 1 –
вправо ( на восток) к Монплезиру, влево ( на запад) к Эрмитажу.
Расположение фонтанных комплексов петровской резиденции согласуется
с линиями аллей и положением дворцов.
Рис. 8. Большой дворец стоит на высокой 20- м
террасе древнего Балтийского моря.
В террасе перед северным фасадом дворца построено
ложе Большого каскада с гротами в его центре. Протяжённость дворца при Петре 1
соответствовала ширине каскада. Главная ось парка идёт через центр дворца по
среднему гроту и Морскому каналу к
Финскому заливу.
Рис.9. Морской канал
начинается от чаши Большого каскада перед дворцом и хорошо просматривается с
террасы Большого дворца.
Морской канал делит Нижний парк на западную и восточную части. Центральными объектами на
западе парка являются дворцы Марли и Эрмитаж, фонтан Ева и каскад Золотая гора.
На востоке им соответствуют дворец Монплезир, фонтан Адам и каскад Шахматная
гора. .
Рис.10. Дворец Марли расположен на западном конце
Нижнего парка на берегу Большого ( Марлинского) пруда. Название дворца напоминает о версальском Марли короля Людовика IV. Дворец использовался для
жилья семьи царя или свиты.
Искусственный вал из грунта , вынутого при
сооружении пруда, отделяет эту часть парка от залива и служит укрытием от
ветра. Нижняя часть вала укреплена каменной террасой.
Рис.11.По радиальной аллее от Марли можно пройти ко дворцу Эрмитаж. Он поставлен у кромки воды
и окружён каналом с водой. Дворец-
павильон с большим обеденным столом в зале второго этажа использовался для
пиршеств в узком кругу приближённых к персоне царя лиц.
Рис.12. Центральную аллею Марлинской части парка украшает фонтан
Ева, парный к восточнее расположенному фонтану Адам.
Рис. 13. Каскад Золотая гора в районе дворца Марли сооружён по указу Петра I сделать на террасе каскад " по подобию и пропорциям кашкады Марлинской , которая напротив королевских палат".
Центрами восточной – Монплезирской части является дворец
Петра I Монплезир, фонтан Адам и каскад Шахматная гора.
Рис. 14. Голландский
дворец Монплезир с застеклёнными галереями и небольшим регулярным садиком
расположен у кромки воды. Это первое и любимое жилище царя на берегу Финского
залива. Он был построен раньше всех петергофских дворцов. Здесь царь
останавливался во время своих поездок в Кронштадт.
Рис.15. На террасированном склоне напротив дворца Монплезир находится каскад Шахматная
гора с гротами и чашей фонтана перед
каскадом.
Рис.16. Главную аллею
здесь украшает фонтан Адам. Мраморные статуи Адама и Евы созданы с оригиналов А.Рицци по специальному заказу Петра 1 для главной аллеи Петергофа. Фонтаны прародителей человечества ассоциированы с царём и его супругой.
Рис.17. В конце
радиальной аллеи, ведущей от Монплезира на Марлинскую аллею, находится один из
первых фонтанов парка Пирамида, собрат версальского фонтана Конус.
В этом особом уголке парка следует обязательно побывать. Архитектор Николо Микетти объединил здесь гармонию мрамора с торжеством летящего в небо столба воды из множества отдельных струек. Сама композиция фонтана напоминает необычный. храм.
В этом особом уголке парка следует обязательно побывать. Архитектор Николо Микетти объединил здесь гармонию мрамора с торжеством летящего в небо столба воды из множества отдельных струек. Сама композиция фонтана напоминает необычный. храм.
Комментариев нет :
Отправить комментарий