В ходе Северной войны 1700-1721 годов Петр I отвоевал у Швеции исконные русские
земли в устье Невы и присоединил к России шведские территории – Лифляндию и
Эстляндию. Свершилась его мечта утвердить Россию в статусе морской державы,
равной передовым государствам Европы.
Рис.1. Царь всея Руси, император всероссийский Пётр
Алексеевич Романов был необычным царём.
Пётр I
не любил роскошь, охоты, помпезность и лизоблюдство, его не интересовали
иноземные награды, богатые одежды, он отметал нормы поведения царственных особ.
Он обладал редкой особенностью - мог делать несколько дел одновременно и тут же принимать важные
решения. Создатель регулярной армии и
российского флота « не щадил живота
своего ради людей и отечества». Того же требовал от своего окружения и карал за
провинности, несмотря на заслуги и положение. Стараясь вывести Россию из
темноты Средневековья, царь делал ставку на молодёжь и посылал за границу
подростков учиться ремёслам и искусствам. Многие семьи старались всеми правдами
и неправдами избежать отъезда своих чад. Наказание было суровым. По приказу
царя ослушников, несмотря даже на княжеское достоинство, заставляли бить сваи
на строительстве Петербурга.
На Балтике царь заложил и построил новую столицу Санкт-Петербург
и повелел своим приближённым и знати обустраивать новый город. Сам он видел
свою столицу городом-садом с прекрасными дворцами, каналами и парками. Он искал
в странах Европы лучших архитекторов, садовых мастеров, скульпторов и
живописцев, инженеров по строительству каналов и фонтанных сооружений. Все приглашённые в Россию мастера должны были
выбрать себе русских учеников и работать вместе с ними.
В 1717 году во время своего полуторамесячного визита во
Францию Петр I уделил
много времени изучению парков при королевских резиденциях – Версале, Тюильри,
Марли. Он подробно осмотрел дворцы, павильоны, сады, водоподъёмные машины на
Сене, фонтаны и мосты. Он всё замерял и заносил в свою записную книжку, с
которой никогда не расставался.
Ко времени визита во Францию русский царь был хорошо
известен всей Европе. Знаменитый французский мемуарист, герцог де Сен-Симон так
отозвался о царственном госте: «…государь неподдельно и истинно великий по
оригинальности и редкому разнообразию талантов и великих качеств, достоин
высочайшего удивления самого отдалённого потомства…». Здесь европейский Тацит,
как называли Сен-Симона, не ошибся.
Судя по размаху строительства на балтийских берегах Пётр I
не сомневался в том, что границы его государства будут нерушимы и построенное
простоит вечно. После Полтавской битвы - главной победы в ходе Северной войны,
уверенный в её удачном исходе, Пётр I начал каменное строительство в новой столице, велел прорыть сеть
каналов и создавать сады. В заграничной поездке он познакомился с французским
архитектором Жаном Батистом Леблоном и пригласил его в Россию в качестве своего
главного архитектора. Благодаря Леблону
в Петергофе был построен каменный царский дворец и каскады фонтанов, «лучшие
чем у французского короля».
Рис.2. В 1717 году на краю древней морской террасы
Балтийского моря появился дворец -
Верхние палаты с Большим каскадом фонтанов и Гротами на
склоне террасы.
Перед дворцом были обустроены обширные партеры с фонтанами и
разбиты Верхний и Нижний сады. Дворец и парки были созданы по проектам лучших
европейских архитекторов, кроме Жана Батиста Леблона над ними работали
итальянцы Николо Микетти и Карло Бартоломео Растрелли. В 1721 году был построен
24-километровый водовод от ключей
Ропшинской возвышенности к Петергофу и
создана уникальная фонтанная система,
которая работала без приложения физической силы для подъёма воды к фонтанным
сооружениям. Официальное открытие фонтанов Петергофа состоялось 13 августа 1723
года после пробного пуска фонтанов Большого каскада.
Рис. 3. Каскад представляет собой два высоких уступа - лестницы
из семи ступеней и гротами между ними.
По обе стороны каждой из семи ступеней лестниц каскада бьют
по две равновысокие струи фонтанов, создавая декорацию к позолоченным статуям каскада. Так было всегда, начиная от
времени создания до сегодняшних дней.
Как и сейчас, в Большой каскад перед дворцом вода поступала
по трубам из прудов партера Верхнего сада. Она выливалась через 2 больших
маскарона над началом лестниц каскада и текла вниз по ступеням.
Рис. 4. По ступеням вода стекала в Большую чашу – бассейн,
расположенный в центре партера Нижнего
сада. Из чаши бассейна вода направлялась в Морской канал. От моря по каналу через
шлюз можно было на лодке подъехать к ступеням дворцовых лестниц.
Рис.5. Свинцовые золочёные статуи героев и богов античности и
вазы были созданы итальянцем Карло Растрелли , французом Ф.Вассу и немцем К.Оснером
по рисункам Ж.-Б.Леблона, Н.Микетти и М.Земцова и расставлены на каскаде в 1723 году согласно плану Леблона. Золочёные барельефы ступеней каскада на
мифологические темы выполнены Карло Растрелли.
После смерти Петра I и его жены Екатерины I молодой император Петр II в
результате дворцовых интриг переехал с семьёй в Москву, а Санкт-Петербург начал
терять статус столицы. В течение трёх лет его правления недостроенные здания
разрушались, улицы начали зарастать травой, в
Адмиралтействе прекратилось
строительство кораблей, флот гнил в пресной невской воде. Опустели Петергоф и Царское
село – резиденции Петра I и Екатерины I.
Рис.6. Племяннице
Петра I императрице
Анне Иоановне Петергоф и Санкт Петербург обязаны вторым рождением.
Дочь брата-соправителя
Петра I императрица Анна Иоановна правила Россией с 1730
по 1740 годы железной рукой своего
фаворита Иоганна Бирона. За десятиление её власти Россия удержалась в русле
петровских преобразований. Императрица
не любила Москву с её старым допетровским укладом и стремлением придворной
верхушки взять над ней верх. В 1732 году она вернула в Санкт-Петербург все государственные
учреждения, продолжила строительство города, обновила органы власти,
возобновила работу по выпуску кораблей в
столице и на верфях Архангельска. Петергоф с его фонтанами и садами вновь
становится императорской резиденцией. При Анне Иоановне работами в Петергофе
руководили Михаил Земцов и Карло Растрелли.
В день 25-летия Полтавской битвы в центре Большого ковша на
каскаде перед дворцом была установлена скульптура работы Карло Растрелли,
которую назвали « Самсон, разрывающий пасть льва».
Рис. 7. Скульптура Самсона пережила три рождения- при Анне Иоановне в 1735
году, при Павле I в
1802 году и при Советской власти – в
1947 году. Аллегорическая композиция «Самсон, разрывающий пасть льва» имела
иносказательный смысл, как того хотел Пётр I – мощное российское государство побеждает хищницу Швецию.
Рис.8. Немного позже первого Самсона на каскаде появились
Тритоны, трубящие славу Самсону, работы Карло Бартоломео Растрелли.
Рис.9. Императрица Елизавета Петровна – дочь Петра I продолжила
петровские реформы по европеизации государства. При ней Петергоф приобрёл
особую пышность и блеск.
Рис.10. Сын Карло Растрелли, главный архитектор елизаветинского
времени Франческо Бартоломео Растрелли в
1747-1754 годах перестроил дворец Петра I. Площадь и длина дворца увеличилась, были построены два боковых
корпуса с куполами, дворец принял современный вид.
Рис. 11. Центральная часть дворца, возведённая по чертежам
Петра I, была бережно
сохранена при строительстве дополнительных корпусов. Со стороны Верхнего сада она обозначена
короной на крыше и мелкой расстекловкой окон - дверей первого этажа. Главная
аллея партера Верхнего сада кончается у солнечных часов и упирается в
Центральный сквозной вестибюль дворца.
Рис.12. Петровская постройка со стороны Нижнего сада над
Большим каскадом отмечена вензелем Петра I на фронтоне центра дворца.
Под руководством Франческо Бартоломео Растрелли Петергоф
превратился в барочный дворцово-парковый
ансамбль с регулярными Верхним и Нижним парками площадью более 1000 га. Петергофская
резиденция стала главной загородной резиденцией царей династии Романовых.
Рис.13. Здесь пышно
отмечались важные события жизни государства, семейные императорские праздники,
принимали иностранных гостей. Подробнее об этом можно узнать на постоянной
выставке «Царские потехи», которая находится у стен Церковного корпуса дворца.
С течением времени к началу 19-го века регулярные сады
разрослись, фонтаны пришли в ветхость, скульптуры из свинца потеряли парадный
внешний вид. Екатерина Великая не любила фонтаны, которые «мучают воду» и не уделяла воссозданию Петергофа особого внимания. Во времена
правления императора Павла I и его сыновей Александра I и Николая I в Петергофе
отремонтировали старые фонтаны, заключив
их в мрамор, сменили изношенную скульптуру, реконструировали дворцовые
помещения.
Рис.14. Правнук
Петра Великого император Павел I
был первым русским царём, которого историки называют человеком века
Просвещения.
В течение своего 4-летнего правления он, стремясь походить на
своего великого прадеда, начал реформировать многие стороны жизни государства,
чем вызвал недовольство старого екатерининского окружения и был убит
заговорщиками.
При нём в Петергофе началось восстановление и реконструкция
Большого каскада. В августе 1799 года появился указ Павла I : «Вместо статуй, стоящих в Петергофе
на каскаде … отлить при Академии
художеств из металлу бронзы, в выборе
фигур придерживаясь более старых, тех,
что на каскаде стоят…». Для каскада были
изготовлены 32 бронзовые статуи, из них
15 были новыми работами лучших русских ваятелей. Скульптор Ф.Щедрин создал образы Персея,
Сирен и Невы, Ф.Шубин –Пандоры, И.Прокофьев - Акида, Волхова и Тритонов,
Ж.Рашетт – Юпитера, Юноны и Галатеи, И. Мартос – Актеона, М.Козловский – Самсона, разрывающего пасть
льва. Восковые модели копий античных статуй для отливки в бронзе были созданы ректором Академии
художеств Ф.Гордеевым. Отливка новых бронзовых статуй произвёл литейщик
В.Екимов. Копии античных оригиналов отливал Э. Тестклу.
На протяжении 19 и в начале 20 века парки, дворцы и главные фонтанные объекты Петергофа
сохранялись в неизменном виде. При советской власти дворцы и парки Петергофа
были музеефицированы и использовались для пропаганды русской истории, культуры
и искусства.
Рис.15. Военное
лихолетье 1941-1944-го годов принесло неисчислимые бедствия и угрозу
существованию Петергофа.
Рис.16.Великолепный дворец с каскадом был полностью
разрушен.
Рис.17. В парке было вырублено множество деревьев, уничтожено
и пропало безвозвратно скульптурное убранство , которое не успели вывезти или
спрятать. Исчез символ российской мощи – Самсон.
Но столь велик был посыл будущим поколениям, заложенный в
создание Петергофа, что наследники возродили былое великолепие в невиданно
короткие сроки. Парк был очищен и открыт 17 июня 1945 года, в 1946 году
отремонтировали фонтанную систему и пустили первые фонтаны, в 1947 году Самсон в исполнении скульптора В.Симонова занял своё место. Восстановлением парка и дворцов руководили
архитекторы В.М.Савкова и Е.В.Казанская.
Рис.18. Так же, как прежде, взлетел к небесам 20-тиметровый
столб фонтана из пасти поверженного льва.
Рис.19. Так же, как и
раньше, трубят славу Самсону Тритоны и роскошные греческие вазы украшают
барочные балюстрады дворца.
Рис.20. Над беломраморными ступенями каскада , над богами и героями сказаний о золотом детстве
человечества звучит разноголосая симфония воды.
Рис.21. В пелене брызг воды бежит от псов разгневанной Дианы
неудачливый охотник Актеон, а рядом невозмутимый Дискоболец готовится к победе
на гимнастическом турнире.
Рис.22. Грозный Юпитер и воительница Амазонка с высоты
петровского дворца спускаются к садам и морю.
Рис. 23. А внизу, у подножья каскада, как и три века назад,
балтийский ветер раскачивает и дробит высокий столб фонтана, вылетающего из развёрзнутой
пасти льва у ног Самсона.
Рис.24. Во всю 300-метровую длину заново отстроенного дворца
вдоль подножья высокого склона протянулся широкий французский партер. Два больших петровских фонтана- Французский и
Итальянский на одной линии с Самсоном и полоса голландских тюльпанов украшают этот
партер перед дворцом.
Рис.25. Нескончаемый
поток экскурсантов проходит через сады Петергофа чтобы увидеть самое большое
фонтанное сооружение Европы и вдохнуть заряд силы, исходящей от этого чуда
архитектуры.
Комментариев нет :
Отправить комментарий