Золотая Царскосельская резиденция императрицы Елизаветы Петровны

                                     ЗОЛОТАЯ ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ
                                                императрицы Елизаветы Петровны
В царствование Елизаветы Петровны реформы Петра I стали приносить ощутимые результаты. Доходы государства увеличились до 25%. Развивались промышленность, торговля, банковское дело, науки и культура, появились новые классы -дворянство и купечество, строилась новая столица. В быт верхушки общества вошли театр, живопись, скульптура, фарфор, бронза, придворный костюм, мебель и многое другое. В сфере искусств утвердился изысканный стиль - барокко.

Барокко - культура светской и церковной аристократии Европы конца 17-го - начала 18-го веков. В Италии, Франции, Германии - это время монархических имперских режимов. Кумиром этого периода была Франция и король-Солнце Людовик X IV. Сады и дворцы его Версаля служили образцами при становлении русского барокко . Расцвет русского барокко связан с именами зодчих Карло и Бартоломео Растрелли , Антонио Ринальди, Жана Батиста Леблона. Обитель монархов в их исполнении - это мир идеальной красоты и неземной роскоши, пронизанный светом солнца и блеском золота в окружении бесконечных садов с фонтанами и скульптурными украшениями .

При Елизавете Петровне на месте скромного дворца и сада её матери Екатерины I был выстроен Большой Царскосельский Екатерининский дворец с огромным французским регулярным парком. В период немецкой оккупации 1941-44 годов дворец и парки были разрушены. Многое практически уничтожено. До сих пор в парках зияют пустотами развалины старинных построек. Вершины деревьев на старых парковых аллеях срезаны снарядами.
После ухода фашистских оккупантов дворец представлял собой руины, которые, как казалось, невозможно было восстановить. Крыша и стены внутри здания обвалились, в залах были непроходимые груды балок и кирпича.

В послевоенное время российские реставраторы и садоводы восстанавливают и воссоздают утраченное. В течение 70-ти лет восстановлено около половины комнат дворца. При реставрации Золотой Анфилады дворца истрачено 70 кг сусального золота, при воссоздании Янтарной комнаты. - 6 тонн янтаря, из них только 1 тонна использована на изготовление панно, остальное ушло в отходы производства. По восстановленным залам можно составить представление о том , какова была Царскосельская резиденция русской императрицы, созданная гением Бартоломео Растрелли и руками русских и иноземных мастеров 18-го века,

  Рис.1 и 2. Большой Екатерининский дворец выполнен архитектурными приёмами барокко.
Фасад оформлен выступающими карнизами, фронтонами, пилястрами, полуколоннами, нишами и решётками балконов. Белые балюстрады на крыше здания переходят в облака и синеву неба . Голубой цвет фасада уносит здание в небесную высь. Разнообразные формы декоративной пластики сливаются друг с другом и создают иллюзию движения элементов пространства . Динамика композиции подчеркивается многочисленными фигурами атлантов, держащих этажи здания. Череда небольших лестниц соединяет дворец с парком. В треугольный фронтон помещён вензель Екатерины I.
Рис. 3.  Внутреннее пространство дворца организовано в анфиладу помещений, оформленных с обилием позолоченного декора.

Золотая Анфилада залов ведёт в Большой Тронный зал дворца . Появление монарха в конце анфилады выливалась в церемонию, подобную восходу солнца. Сияющая украшениями и парадными одеждами, в огне лучей от позолоты, фигура увеличивалась в размерах по мере приближения к Тронному залу.
Рис.4. Парадный резной орнамент декора выполнен в манере позднего барокко , называемой стилем рококо.
Декор стен, дверей и сводов составлен из сложных извилистых линий, завитков и гирлянд в сочетании с короной и мотивом раковины . Повсюду проступает стилизованный императорский вензель.
Рис.5.  Своды дверных проёмов Золотой Анфилады имеют дугообразную форму.  Световые эффекты в анфиладе умножены бесконечной перспективой.  Над золотым обрамлением  округлых сводов парят ангелы, устремлённые к вензелю императрицы.
Рис.6. Большой Тронный зал дворца занимает пространство всей ширины дворца . Его площадь более 850 метров. 
На приёмах в этом зале могли разместиться до 500 человек. Стены слева и справа прорезаны высокими итальянскими окнами, в простенках между окон расположены зеркала в богато декорированных рамах . Поверхность стен сплошь покрыта позолоченной фигурной резьбой.
Рис.7. Своды дверей Тронного зала украшены золочёным затейливым резным орнаментом . Сложные сплетения завитков, изогнутых линий, масок-головок и женских фигур мерцают в отблесках горящих свечей . В центре сложных композиций выделяется вензель императрицы.
Рис.8. Восточная стена Большого Тронного зала обращена в сторону Парадной площади , ограниченной дугами одноэтажных циркумференций.
Зал освещается множеством свечей. Причудливо декорированные светильники располагаются по всей высоте стен вдоль рам высоких зеркал. Зеркала отражают огни свечей от противоположной стены.
Рис.9. Позолоченные узорные решётки балконов являются украшением зала и внешнего фасада дворца . 
Рис.10. Зеркала Тронного зала создают эффект удвоения пространства. В отблесках горящих свечей отражаются высокие окна, фигурный дубовый паркет и живопись плафонов потолка. 

Огромный трёхчастный плафон Тронного зала прославляет деяния императорской семьи . Он создан по эскизам итальянского художника Валериани в 1752-1754 годах.                                  
   
  Джузеппе Валериани (1708-1762) - автор живописных плафонов во дворцах Санкт-Петербурга . Родился в Риме, живописи учился в Венеции . В Россию приехал в 1742 году по рекомендации Растрелли . Был главным декоратором придворного оперного театра в Санкт-Петербурге С 1748 года преподавал в Академии художеств в качестве профессора,
        
Аллегорические сцены из жизни богов и героев мифов посвящены прославлению царствования монархини. Для этого использованы все приёмы живописи барокко - богатство палитры и света, красота и грация фигур, пышные и развевающиеся одежды, растительные и воинские атрибуты, предметы государственной символики.
Рис.11. Потолок Тронного зала с живописной сценой на тему Аллегория Победы.
В центре композиции на небесах у подножья триумфальной колонны римский воин в шлеме , у ног его-доспехи и приспущенные флаги. Колонна увенчана державой и скипетром. Орёл с распахнутыми крыльями держит скипетр в своих лапах . Летящая к победителю богиня Ника протягивает ему лавровый венок . Оливковые ветви несут птицы и пастушка с овцой и собакой на среднем плане картины . Тут же одни ангелы срывают оковы с пленных, другие-водружают корону и вензель Елизаветы Петровны на мачту парусника , парящего в облаках. Повсюду разбросаны воинские стяги, пушки, ядра, щиты и копья.
Рис. 12. Плафон Аллегория Мира.
В центре на фоне сияющих облаков в ореоле солнечных лучей со скипетром в правой руке восседает императрица . Левой рукой она держит щит с вензелем Елизаветы Петровны . Ангел в голубых одеждах венчает голову женщины императорской короной . Вокруг ликующие путти- ангелы с цветочными гирляндами и лентами синего цвета -цвета императорского ордена Андрея Первозванного. Крылатые гении наук и искусств спускаются с небесных высот с дарами изобилия .

К Тронному залу примыкает анфилада Антикамер. В них посетители дворца ожидали выхода императрицы. Эти залы столь же широки и парадны, как Тронный, но имеют меньшую площадь. Самая большая Антикамера - первая, с тремя окнами и тремя балконными дверями с каждой стороны, во второй Антикамере - по три окна и одной двери со стороны парка и Парадной площади. Украшением стен служат пилястры с богатым резным золочёным орнаментом.

Рис. 13 и 14. Внутренние поперечные зеркальные стены Антикамер в бесконечном повторении отражают детали красочного убранства помещения .
Рис. 15. Стены второй Антикамеры украшены высокими колоннами-пилястрами с золочёной резьбой, богатыми наличниками над окнами и сложным декором над сводами дверей .
 Рис.16. На больших приёмах залы Антикамер использовались для обеденных церемоний. 
Во второй Антикамере представлена экспозиция десертов парадного императорского обеда . На столах выставлены муляжи блюд десертного стола, многофигурные украшения из фруктов , предметы сервиза.
Рис.17. Своды дверей Антикамер декорированы богатым орнаментом. Позолоченные женские резные фигуры, цветочные гирлянды, светильники и вензель императрицы в форме раковины в обрамлении листьев акканта .
Рис.18. Самые разнообразные изысканные формы пластики присутствуют в оформлении парадных залов . Изогнутые в разные стороны детали светильников подобны растительным побегам , вырастающим из цветочных гирлянд, несущих диковинного крылатого дракона.

Рис. 19 и 20. Плафоны Антикамер иллюстрируют миф о приключениях Бахуса и Ариадны . В центре композиций - бракосочетание Бахуса и Ариадны в окружении ликующих жителей Олимпа . Венец над головой Ариадны символизирует победу любви и преданности над кознями противников и недругов .
Рис.21. На плафоне Антикамеры над входом в Тронный зал изображены императрица Екатерина I с богиней Минервой. Императрица в пурпурной горностаевой мантии на плечах. Она держит в руках увитый розами императорский вензель. Корону над вензелем водружает император в пурпурной одежде. Над ними парят в небесах ангелы с гирляндами роз и синих лент. Сцена, утверждающая законность власти хозяйки дворца.

В Екатерининском дворце сохранились не все апартаменты Елизаветы Петровны . Многие из них были оформлены по вкусам последующих хозяев дворца. Авторство Растрелли угадывается по характерным признакам барочного декора. Стены в золоченых рамах, обтянутые штофом, мебель с точёной выгнутой спинкой и резными ножками, бронза в форме изящных изогнутых фигурок, причудливая резьба для украшения стен и дверей, голландские печи с расписными синими изразцами. Наборный и паркет коричневого оттенков гармонирует с золотом резьбы. Стоит только остановиться и бросить взгляд на это разнообразие приёмов созидания изысканной роскоши !


Рис.22 и 23. Створки дверей Золотой Анфилады дворца Елизаветы Петровны заполнены причудливо вьющимся орнаментом из изогнутых линий, завитков, женских головок, листьев, цветов и стилизованных раковин.

В общественной жизни высших слоёв общества большую роль играли парадные обеды и ужины . Они длились по многу часов, обстановке трапез придавалось большое значение. В парадных залах Анфилады сохранены несколько столовые залов.

Рис.24 и 25. Кавалерская столовая предназначалась для приёма кавалеров государственных наград России. 

Ложные окна из зеркал в форме оконных проёмов с золочёными рамами и лавровыми венками с цветочными гирляндами под потолком , зеркала с причудливой резьбой рам и столиками на изогнутых ножках , многофигурные высокие светильники составляют роскошное украшение зала. Оно дополнено голландскими печами с кобальтовой росписью, украшенными колоннами и нишами. Для сервировки обедов на первом российском фарфоровом заводе были изготовлены сервизы с символикой российских орденов . Орденские ленты отмечают столы для кавалеров почётных российских орденов .
Рис. 26. Белая парадная столовая с овальным столом использовалась для обедов и ужинов императрицы в обществе гостей .

Столовая меблирована овальным столом и золочёными стульями. Стены в золочёных рамах, обтянутых белым штофом. Украшением стен являются натюрморты - картины охотничьих трофеев, животных и птиц, золочёные узоры резьбы на стенах и потолке.

Неистощимая фантазия Растрелли в украшениях апартаментов императрицы проявилась в приёмах декорирования интерьеров Зеленой и Малиновой Столбовых комнат и Портретного зала.


Рис.27 и 28.Стены Столбовых зал украшены пилястрами с подложкой из цветной фольги. Золотые узоры и фигурная резьба покрывают стены и двери. Широкие полосы пилястр перехвачены поясами золотого пламени. Стены забраны в золочёные рамы с причудливым орнаментом. По бокам дверей и над ними резные фигуры кариатид и пухлые ребятишки-путти над вензелем императрицы.
Рис.29. Портретный зал с изображениями членов семьи императорской фамилии - непременная часть дворца.
На его фоне экспонируется парадный костюм Елизаветы Петровны. В правой руке императрица держит скипетр, на её груди красуется орден Андрея Первозванного - высшая государственная награда России. В этой комнате роскошный узор обрамляет стены и портреты , подчеркивая значимость персон, изображённых на портретах в этой зале.
Рис.30. Всемирно известной достопримечательностью дворца является Янтарная комната.

Огромные панно, составленные из солнечного камня - янтаря с Балтийских берегов Пруссии было подарено Петру I королём Пруссии за поддержку Россией борьбы за прусский престол . Российский монарх не остался в долгу и в числе своих ответных подарков оставил королю 55 рослых российских гвардейцев.Янтарное панно, автором которого считается Андреас Шлютер, было предназначено для украшения дворца супруги короля, но по воле монарха после смерти Шарлотты оказалось в Санкт-Петербурге.

Янтарная комната была перенесена в Царское Село и стала шедевром среди украшений дворца Елизаветы Петровны . Расстрелли учёл особенности конкретного помещения и создал прекрасную экспозицию из элементов панно гениального прусского зодчего . Он смонтировал части панно с зеркалами, с картинами флорентийской мозаики и с резными карнизами. В настоящее время во дворце экспонируется копия Янтарной комнаты , восстановленная по сохранившимся документам реставраторами дворца. В ходе многолетней работы по воссозданию шедевра Андреаса Шлютера и Бартоломео Растрелли при Екатерининском дворце была создана янтарная мастерская .
Рис.31. При воссоздании декора Янтарной комнаты по историческим документам изготавливались объёмные резные копии настенных панно и цветные копии картин флорентийской мозаики , которые Растрелли включил в янтарное панно. Затем воссоздавались детали панно из янтаря и мозаичных картин из полудрагоценных цветных камней .
Рис.32. Копии деталей янтарного панно и другие изделия представлены в салоне - магазине янтарной мастерской при Екатерининском дворце.
Рис. 33. В коллекции арт-салона представлены также картины из флорентийской мозаики, воссозданные реставраторами Янтарной комнаты.
Рис.34. В ритуал парадных приёмов входило знакомство с живописной коллекцией императрицы . Гордостью хозяйки дворца являлось обладание бесценными сокровищами предметов искусства . Картинный зал оформлен Растрелли в шпалерной технике. Всё пространство стен заполнено красочными полотнами европейских художников.
К Золотой Анфиладе парадных залов примыкают комнаты Елизаветы Петровны . Из личных покоев императрицы во дворце сохранились Буфетная комната и Малая Белая столовая . Малая Белая столовая предназначалась для трапез императрицы. Буфетную использовали при сервировке стола.

Рис. 35 и 36. Малая столовая и Буфетная комнаты.
 Они украшены золочёной резьбой, стены затянуты белым штофом. Дверь столовой с богатой золочёной резьбой на створках, свод украшен сложной композицией из охотничьих труб, колчанов, стрел, с гирляндами и цветами и с распростёртым орлом. Высокая голландская печь покрыта расписными синими изразцами. Паркет из деталей коричневого и бежевого цвета. Мебель - стулья и кресла работы отечественных крепостных резчиков в стиле Людовика XV. Столики и бюро французской работы. На стенах -пейзажи и картины охотничьих трофеев.
Рис.37. Плафон Малой столовой комнаты является копией картины Купание Венеры французского художника Карло Ванлоо.

    Карл (Шарль Андре) Ванлоо (1705-1765) -  французский потомок династии голландских художников ван Лоо. Видный представитель академической живописи Франции середины 18-го века. "Первый живописец короля" Людовика XV и директор французской Академии художеств. Писал на религиозные и мифические сюжеты, "галантные сцены" и портреты знати. 
Рис.38. Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти её придворного художника Георга Кристофа Гроота.
      Гроот Георг Кристоф (1716-1749) - придворный портретист Петровны Елизаветы. Сын штутгардского живописца Иоганна Кристофа Гроота. Почитался за добросовестность и очевидное сходство своих портретов с оригиналом.
В художественных аллегориях и символах дворца Елизаветы Петровны  нельзя не заметить явного желания императрицы подчеркнуть законность воцарения и прославления своих деяний, Известно, что в сравнении со своей матерью, императрица была образованной женщиной. Она сумела сделать свое двадцатилетнее правление временем роста могущества Российской империи, промышленного бума, расцвета наук и искусств. При строительстве дворца она вникала во все мелочи, вплоть до выбора оттенка синего цвета фасада. Резиденция императрицы в Царском Селе всегда будет примером высокого искусства.


Царскосельский дворцово-парковый ансамбль Бартоломео Растрелли

 В период своего царствования Елизавета Петровна – дочь Петра I и Екатерины I – в течение трех десятилетий беспрерывно перестраивает дворец и сад в Царском Селе под роскошную императорскую резиденцию. Лучшие российские и иностранные зодчие принимали участие в создании ансамбля Екатерининского дворца. Андрей Квасов и Савва Чевакинский по обе стороны от Старого дворца Екатерины I строят каменные двухэтажные флигеля для придворных, затем объединяют их одноэтажной галереей со дворцом и дворцовой церковью. Перестроенный дворец уже к лету 1746 года имел такую же огромную протяженность как сейчас, длина его составляла более 325 метров. Парадная площадь перед дворцом была охвачена двумя дугами циркумференций – одноэтажными флигелями служебного предназначения. Перед циркумференциями на месте современных дворцовых кухонь располагались земляные бастионы с пушками. Из пушек салютовали и пускали фейерверки во время праздников.
Гигантский дворец оказался маловместительным. Он не имел залов для многолюдных приемов. По повелению императрицы его было решено реконструировать - расширить и надстроить галереи, превратив здание в единый массив. Эта работа была поручена Бартоломео  Растрелли. Растрелли и Чевакинский работали вместе до полного окончания строительства дворца в 1756 году. Под руководством Чевакинского  трудились сотни мастеров – каменщики, каменотесы, плотники, резчики, лепщики, позолотчики,  скульпторы, живописцы и многие другие. По желанию императрицы был построен дворец. достойный властительницы молодой растущей империи. Великолепие здания вызывало восхищение послов и иностранных министров. Дворец Елизаветы Петровны соперничал с роскошью Версаля. На украшение фасада было истрачено более шести пудов золота, более 100 кг. Позолоченные кариатиды, вазы и статуи, балюстрады , сияние золота на ажурных решетках балконов и ограды дворца – все кричало о ликовании могущества, богатства и роскоши.


 Рис.1. Общий вид Екатерининского  дворца со стороны Треугольной площади ( на переднем плане циркумференция и кухня).

  Рис.2.Фасад дворца с декором из фигур атлантов. Во время царствования Елизаветы Петровны атланты были покрыты сусальным золотом.


Рисунок 3. Купола дворцовой церкви.

Внутреннее убранство залов и покоев дворца поражало воображение: зеркала, картины, мозаики, отделка из полудрагоценных камней яшмы и агата, гобелены, плафоны и камины...Екатерининский дворец – вершина русского барокко. Богатство форм и великолепие в оформлении фасадов и интерьеров, по словам академика Михаила Ломоносова, современника Елизаветы Петровны, превзошло все возможности искусств.
Рис.4. Золотые ворота дворца с вензелем Екатерины I.

Рис.5.. Вариант узора решетки с двуглавым орлом.
 Одновременно со строительством Большого дворца  Елизавета Петровна повелевает расширить голландский сад и придать ему черты версальского. Сад и дворец должны стать символом абсолютной монархии и отражением рая на земле.
Рис. 6.  Дворец располагается на возвышении, сад террасами спускается вниз.


Рис.7. От дворца до конца сада идет центральная аллея с роскошной анфиладой зеленых кабинетов, боскетов со скульптурой и изящной садовой мебелью. Живые изгороди ограничивают лучи аллей.

Аллеи ориентированы на дворец и садовые павильоны. Вода прудов и каналов струится каскадами. В зеркале вод отражается голубизна неба и зелень деревьев.

Рис. 8. Зеркальный пруд на террасе регулярного сада перед Екатерининским дворцом.
  
Бартоломео Растрелли проектировал план сада и дворца как единый ансамбль. Обустраивали сад немецкий мастер Якоб Рохлин и русские садовники Михаил Кондаков и Василий Иванов. Со всех концов России и из-за границы привозились деревья разных видов и сортов. Сады и оранжереи опальных придворных перевозили в Царское село. Старый пруд и каналы были прочищены и углублены. Большой пруд получил очертания шестиугольника. За счет выемки грунта были  сооружены острова на Большом пруду.
 От ключей деревни Виттолово был  прокопан новый канал.  Новый Виттоловский канал по абсолютной высоте  выше регулярного парка, старых каналов и прудов. За счет него удалось повысить уровень зеркала водной системы. Этот канал строили в течение 4-х лет с 1745 года. Ежегодно для земляных работ использовался труд почти трех тысяч солдат.
 Версальские сады стиля барокко были наполнены архитектурными сооружениями: павильонами, гротами, балюстрадами, лестницами, мощёными дорожками и площадками. В регулярном парке Елизаветы Петровны и Бартоломео Растрелли были возведены великолепные, украшенные богатой лепниной павильоны.
Рис.9. В конце главной аллеи напротив дворца появился павильон Эрмитаж ( 1745 год , архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов ). Архитектурная и декоративная отделка павильона Эрмитаж проводилась по проекту Бартоломео Растрелли. 
    
Рис.10. На плане сада, составленном Растрелли, павильон Эрмитаж расположен в центре Эрмитажной рощи. Вокруг Эрмитажа была распланирована геометрически правильная система аллей и дорожек. Деревья в Эрмитажной роще никогда не стригли, но содержали их в разреженном состоянии под названием Дикая Роща.

 Рис.11.На берегу Большого пруда в конце поперечной Гротовой аллеи был поставлен павильон Грот (1756 год, проект Бартоломео Растрелли ).

Рис.12.Поперечная Гротовая аллея с видом на павильон Грот..

Рис.13.Остров Большого пруда украсился Музыкальным залом с небольшой кухней рядом  (1740 год, архитектор Савва Чевакинский ).












Царскосельский сад Петра I и Екатерины I

           
     В начале 18-го века Петр I отвоевал у шведов исконные русские земли в устье Невы и заложил новую столицу России. Необжитые земли вокруг новой столицы он раздавал своим приближенным, а также переселял сюда большое количество крестьян и мастеровых людей из разных концов страны. В 1708 году он подарил своей гражданской жене- будущей императрице Екатерине I- Саарскую мызу шведского феодала и с нею 43 деревни с крестьянами и землями. Мыза-дача представляла собой деревянный дом на холме с фруктовым садом.  У подножья холма протекала речка Вангази, перегороженная плотиной, с мельницей и прудом.
    В 1710 году здесь был построен деревянный дворец с 6-ю комнатами и 14-ю окнами, а также отдельно расположенные помещения для прислуги. В 1715 году сюда переселили 200 зажиточных работящих крестьянских семей, давших начало придворцовой Кузьминской слободе. В 1718-1724 годах на месте Саарской мызы был построен каменный двухэтажный дворец с 16-ю комнатами и 42-мя окнами из богемского стекла, с голландским садом и огородом.  Мыза к тому времени стала называться Царской. Строительством руководил баварский архитектор Иоганн Браунштейн, который в эти же годы строил для Петра I в Петергофе дворец Монплезир.
     Дочь Петра и Екатерины Елизавета Петровна сразу после восшествия на престол повелела в 1743 году "архитектории ученику" Андрею Квасову перестроить и увеличить дом "о 16 – ти светлицах", оставшийся от Екатерины I. В 1745 году для помощи Квасову в Царское Село переводится более опытный строитель Савва Чевакинский, он берет строительство в свои руки. Начиная с 1747 года к строительству постепенно привлекается оберархитектор Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли. Именно его проектные предложения легли в основу при возведении Большого Царскосельского дворца. Несмотря на все дальнейшие перестройки дворца, по повелению дочери Петра и Екатерины императрицы Елизаветы Петровны стены родительского дворца, так называемый Старый дом, были сохранены. Они были обнаружены при восстановлении разрушенного фашистами дворца. Стены "Старого дома" находятся в центральной части дворца, там, где расположена внутренняя парадная лестница.
   При строительстве дворца Екатерины I производилось осушение и выравнивание местности. Склоны холма были террасированы, а от пруда прорыты 2 поперечных канала – Рыбный и Малый по руслу ручья Вангази. Вдоль границы дворца и сада прорыли Продольный канал, он отделял дворцовую территорию с садами от территории служебного назначения. Устройством сада при дворце занимались голландские мастера Ян Роозен и Иоганн Фохт – создатели Летнего сада царя в его новой столице. Несомненно, что Петр I  собственноручно составил план усадьбы своей жены. Центром стал небольшой пруд перед мельницей. В 1720 году пруд был расширен , его дно углубили, укрепили берега.
    Сад был устроен на 3-х искусственных террасах : в 1721 году перед дворцом  было сделано 2 уступа, в  1726 году был устроен 3-ий уступ.  На первой террасе располагались цветники, на второй – боскеты, на третьей террасе были вырыты два зеркальных пруда.  Сад Петра и Екатерины I представлял собой регулярный голландский сад. Он отличался простотой и изысканностью. Симметричное расположение элементов сада относительно центральной оси- главной аллеи, наличие квадратных газонов с цветочным бордюром по краям, садовая скульптура и искусственные пруды, стриженные живые изгороди  до сих пор сохранены в так называемом "Старом саду" перед Екатерининским дворцом. Сад ограничивался Рыбным каналом. Вдоль него Петр собственноручно посадил аллею хвойных деревьев.
   Несмотря на многочисленные изменения облика первого дворца и первого сада Царского Села в планировке современного Екатерининского дворцово-паркового ансамбля сохранились их главные элементы.

Рис.1. Старый дом Екатерининского дворца со стороны Парадной площади.
Fig. 1. Old House Catherine Palace from the Parade Square.

Figure. 2. The central part of the old House of the Catherine Palace from the regular Garden.
Рис.2. Центральная часть Старого дома перед регулярным парком.

Fig. 3. Cross channel Embankment in front of the Catherine Palace.
Рис.3.Набережная Поперечного канала перед Екатерининским дворцом.

Figure. 4. fish feed in the regular Park.
Рис.4. Рыбный канал в Регулярном парке.

Fig. 5. Parterre in front of the Palace at the first terrace of the regular Garden.
Рис.5. Партер перед дворцом на первой террасе регулярного сада.

Рис.6. Боскет-лужайка на второй террасе регулярного сада.
Figure 6. Bosket lawn on the second terrace of the regular Garden.

Рис.7. Зеркальный пруд на третьей террасе регулярного сада.
Fig. 7. Mirror Pond at the third regular garden terrace.





                        






НАБЕРЕЖНЫЕ. МОСТЫ И ОГРАДЫ ЛЕТНИХ САДОВ.Часть 4. Приневские мосты и ограды.

                                     Приневские мосты и ограды Дворцовой набережной

Рис.1. Местоположение мостов на набережной Невы.

Каменные мосты из гранита – Прачечный, Верхний Лебяжий и Эрмитажный на Дворцовой набережной сохранились в Санкт-Петербурге со времён императрицы Екатерины II. Они возводились одновременно со строительством каменных берегов Невы, Фонтанки, Мойки и Канала Грибоедова. В 1760-х годах по проекту архитекторов Ивана и Игнатия Росси набережная Невы вдоль Летнего сада была укреплена камнем, облицована гранитными плитами, были сооружены спуски к воде. Набережная является памятником архитектуры 18-го века.
Братья Иван Яковлевич  (1699-1769) и Игнатий Иванович  (1706-1780) Росси приехали в Россию при Петре I из Милана в качестве каменных и штукатурных дел мастеров и впоследствии работали как архитекторы.
  Прачечный мост – один из первых каменных мостов города на Неве.  Быки моста и устои были поставлены на свайное основание, парапеты и лестничные спуски к тротуарам изготовили из гранита. В 1926 году при капитальном ремонте моста под руководством инженера Бориса Васильева свайное основание из дерева было заменено на бетонное. Для того, чтобы сохранить исторический вид моста, его полностью отреставрировали.

Рис.1. Гранитный трехпролетный Прачечный мост над истоком Фонтанки.  На противоположном от дворца берегу Фонтанки находились дворцовые прачечные, поэтому мост через реку называли Прачечным мостом.
           
 Поднимемся на широкий Прачечный мост и пойдем налево вдоль набережной Невы мимо красивой высокой ограды Летнего сада в направлении к Верхне-Лебяжьему мосту, перекинутому над Лебяжьей канавкой.

Рис.3. Гранитная набережная Невы у Летнего сада.

На противоположном берегу Невы на фоне современных зданий отчетливо видна полоса сада перед первым жилищем царя, а левее парусной шхуны - золотой купол Троицкой церкви.


Рис.4. Верхний Лебяжий мост в истоке бывшей речки Лебединки, превращенной в Лебяжью канавку. Однопролётный арочный мост был сооружен на опорах бутовой кладки, облицован гранитом, с ограждением из гранитных плит.

Каменные мосты и гранитная набережная вдоль Невы у Летнего сада строились одновременно с оградой сада. В июле 1770 года императрица Екатерина II повелела “запретить летом и зимой людям любого звания свободно входить в сад “. Чтобы осуществить этот приказ императрицы было решено установить ограду вдоль Летнего сада. Проект ограды составили архитекторы Юрий Фельтен и Петр Егоров. Оба архитектора – авторы решетки Летнего сада считаются представителями классического архитектурного стиля, который пришел на смену барокко.   
Строительство ограды для петровского сада оказалось непростым делом. Оно продолжалось в течение 15 лет, а стоимость оказалась в 3 раза больше, чем предполагалось. Необходимо было решать сложные технические задачи по возведению фундамента и цоколя каменного основания ограды с гранитными колоннами для крепления решеток.  В течение 1772-77 годов в Финляндии были вытесаны 36 столбов из карельского гранита, позже были изготовлены гранитные вазы и урны для украшения колонн. Все это привозилось баржами по воде.  Кроме каменных проводились литейные и кузнечные работы. Были изготовлены 34 звена высокой кованой решетки и ворота -  двое малых и одни большие. Для украшения решетки и ворот были изготовлены детали из бронзы. покрытые позолотой.

Рис.5.  Цокольное основание, колонны и вазы на верхушках  колонн Невской ограды Летнего сада вытесаны из розового карельского гранита.

Рис. 6.  Бронзовый золоченый декор решетки является частью простого и изящного  рисунка ограды.

Рис.7.  Позолоченные кисти копий, розетки и завитки решетки,  детали меандрового и спирального  узоров верхнего фриза ворот сияют в лучах солнца.

Рис. 8.  В 1827 году решетка Летнего сада была дополнена веерными фрагментами ограждения архитектора Людвига Шерлеманя.

Рис. 9. Высокая ограда с совершенными пропорциями деталей и строгим силуэтом считается выдающимся произведением классической архитектуры. Она заняла первое место в символике Санкт-Петербурга.


           

  
      



                                                







НАБЕРЕЖНЫЕ, МОСТЫ И ОГРАДЫ ЛЕТНИХ САДОВ. часть 3. Мосты и набережные реки Фонтанки

                                          Мосты и набережные реки Фонтанки


Рис.1. Местоположение мостов через реку Фонтанку.

В районе Летних садов на Фонтанке перекинуто три моста. Это Второй Инженерный мост через Воскресенский канал при Михайловском замке, Пантелеймоновский мост в створе Мойки  и Прачечный мост в створе Невы.

Рис.2. Второй Инженерный мост в створе Фонтанки у Михайловсого замка.

Второй Инженерный мост был возведен в 1824-1826 годах инженерами П. Базеном и Э. Клайпероном. Мост располагается над засыпанным руслом Воскресенского канала перед Михайловским замком в том месте где проходит набережная Фонтанки. Однопролетный каменный мост с арками и фасадом из гранита имеет уникальное художественное оформление из фонарей на скрещенных пиках и красивые чугунные решетки.


Рис.3. Чугунная решетка Второго Инженерного моста. Фонари на столбах из скрещенных пик.


Рис.4. Декор решетки Второго Инженерного моста включает щиты, мечи, секиры, копья, повторяющие элементы фриза Михайловского замка.

Пантелеймоновский мост расположен рядом с Летним садом Петра I, он перекинут через Фонтанку в том месте, где из нее вытекает Мойка. Здесь, на месте деревянной переправы петровского времени, в 1824 году был построен цепной мост. Это был первый в России большой висячий цепной мост. Строил его инженер Вильгельм Треттер, автор сохранившегося до нашего времени Трехарочного моста на Екатерининском канале.
Современный металлический однопролетный арочный мост на месте цепного был построен в 1907-1914 годах по проекту архитектора Льва Ильина и инженера Анджея Пшеницкого.
Лев Александрович Ильин (1849-1942) –русский архитектор первой половины 20 века. Обучался в кадетском корпусе и Институте гражданских инженеров. Занимался изучением и строительством мостов в стиле петербургского ретро. Был главным архитектором города в 1925-38 годах, создателем и первым директором Музея города, с 1940-го года-член-корреспондент Академии архитектуры. В течение жизни подвергался репрессиям за свое дворянское происхождение. Погиб в блокадном Ленинграде от ранения осколком снаряда в 1942 году.
 Андрей (Анджей) Павлович Пшеницкий (1869-1941) - выдающийся польский инженер-строитель, автор многочисленных мостов. Окончил Санкт-Петербургский Институт Путей Сообщения, был профессором этого Института и работал в департаменте управления городскими мостами. В 1908 году выиграл международный конкурс проектов Дворцового моста. Строил Троицкий (1903) и Дворцовый (1912-1916) мосты в Санкт-Петербурге. В !921 году переехал в Варшаву.


Рис.5. Пантелеймоновский мост с видом на Летний сад (слева) и здания по набережной Фонтанки (справа). Кораблики с туристами, идущие на Мойку или из нее, обычно разворачиваются под Пантелеймоновским мостом.

Название моста связано с мемориальной церковью Святого великомученика Пантелеймона-целителя, которая находится вблизи него. Первая деревянная Пантелеймоновская церковь была поставлена напротив Летнего дворца царя на территории Партикулярной верфи. На этой верфи строили гражданские парусные суда для передвижения по водным путям столицы. Царь желал, чтобы жители его нового города передвигались по воде под парусами. По этой причине все первые мосты Санкт – Петербурга были разводными.
Церковь посвящена победе российского флота при мысе Гангут. Это сражение произошло в день святого Пантелеймона 27 июля 1714 года. Царь под именем Петра Алексеева в звании шаутбенахт  принимал в нем непосредственное участие. В 1720 году в ту же дату состоялось сражение при Гренгаме, в котором русский флот одержал победу, решившую исход 20-летней войны за Балтику. Церковь получила статус мемориала – памятника воинам, погибшим в этих морских сражениях.


Рис.6. Пантелеймоновская церковь - первый морской мемориал Санкт-Петербурга. Общий вид, на дальнем плане – деревья Летнего  сада.

 В 1735-1739 годах деревянная церковь была перестроена в камне. Автором проекта церкви считается архитектор Иван Коробов, который в этот период перестраивал территорию Партикулярной верфи в Соляной городок.
Иван Кузьмич Коробов ( 1700- 1747) –один из боярских детей, пенсионеров Петра I, которых царь отправлял учиться ремеслам за границу. В 1718 году был отправлен в Голландию учиться неизвестному в России строительству верфей, складов, гаваней, шлюзов, фундаментов и домов в приморских условиях, а также голландскому садовому искусству. Вернулся в Россию в 1727 году и после сдачи экзамена был назначен архитектором Адмиралтейств-коллегий, которая вела строительные работы для нужд Военно-морского флота России. Архитектурными сооружениями Коробова считаются здание Адмиралтейства, Богоявленская церковь в Кронштадте и Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге.
Пантелеймоновская церковь выполнена в стиле петровского барокко. В 30-х годах 19-го века к ней были пристроены дополнительные помещения в стиле позднего ампира. В начале 20-го века на средства Военно-исторического общества на фасаде церкви были установлены мраморные памятные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме.


Рис.7. Мемориальная доска на стене Пантелеймоновской церкви, установленная в честь побед российского флота при Гангуте и Гренгаме.


Рис.8. Мемориальная доска на стене Пантелеймоновской церкви с перечнем полков, участвующих в битвах при Гангуте и Гренгаме.

В одном из приделов церкви имеется небольшая экспозиция, посвященная двум победам российского флота.


Рис.9. Картина сражения при Гангуте в экспозиции Пантелеймоновской церкви. Русская эскадра блокирует шведский флот в Рилакс-фиорде.


Рис.10. Пантелеймоновский мост  с видом на Соляной городок на берегу Фонтанки.

Декоративное оформление моста с перилами чугунного литья выполнено в стиле классицизма конца 18 века. Оно аналогично декору мостов Мойки в районе Летних садов. В 1957 году при реставрации моста его декоративные детали были покрыты червоным золотом.


Рис. 11.  Декор решетки Пантелеймоновского моста после реставрации.

В 1994 году для развлечения туристов на гранитной облицовке Фонтанки рядом с мостом установили маленький памятник под названием Чижик-пыжик. Чижик-персонаж народного фольклёра. В песенке о чижике-пыжике говорится о том, что птичка прилетала на Фонтанку попить водки и от этой водицы у чижика случилось головокружение. В том месте, где расположен постамент для птички всегда много людей. Надо бросить монетку вниз и попасть на постамент. Памятник поставлен во время фестиваля сатиры и юмора.
Перейдя Пантелеймоновский мост, мы попадаем на набережную реки Фонтанки и направимся по ней в сторону Невы. Слева от нас будет Летний сад, а на противоположной стороне -  старинные здания, выстроенные по так называемой Красной линии. В свое время Петр I повелел знатным людям строиться рядом с ним на Фонтанке и Неве. По его указу нужно было располагать фасады домов близко к воде в одну линию. Незнатная публика должна была строиться за Красной линией подальше от водной глади. Поэтому лучшие строения города украшают набережные рек и каналов в историческом центре Санкт-Петербурга.

   
Рис.12. Пантелеймоновский мост и гранитная набережная Фонтанки напротив Летнего сада.

Набережная Фонтанки в районе Летнего сада - одна из самых старых гранитных набережных. Она была одета в гранит в 1780-1789 годах. По проекту архитектора Алексея .Квасова  были сооружены набережные, подъезды и спуски к реке.
Квасов Алексей Васильевич (1720-1777) - архитектор-градостроитель. В 1763-1769 годах составил проекты реальной застройки  города на Васильевском и Адмиралтейском островах, Петроградской стороны и основных магистралей города от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры.
Если вы двигаетесь по Фонтанке от Пантелеймоновского моста к Неве, то оглянитесь назад и окиньте взглядом все пространство Летних садов Петра I.


Рис.13. Справа от вас –водная гладь реки Фонтанки в гранитных берегах, современный Летний сад, вдали- Пантелеймоновский мост и Михайловский замок в зелени садов.


Рис.14. Если вы двигаетесь по направлению к Неве, то проходите мимо Кофейного домика, построенного в Летнем саду на фундаменте Грота.


 Рис.15. Лестничный спуск к реке с аллеи Летнего сада.


Рис. 16.  Впереди – один из первых каменных мостов города -  трёхпролетный Прачечный мост рядом с Летним дворцом Петра I. Зеленая полоса верхушек деревьев над мостом- это расположенный на другом берегу Невы сад перед первым жилищем Петра I в районе Троицкой площади.