Современный парк при Царскосельском дворце Екатерины Великой. Часть 2. Мосты-плотины водной инженерной системы Екатерининского парка.

                   

                     Мосты-плотины водной инженерной системы Екатерининского парка
Пейзажный парк императрицы Екатерины II создавался на месте Царскосельских регулярных садов и охотничьих угодий резиденции Елизаветы Петровны.  Выбрав для своей резиденции Царское Село, Екатерина II решила изменить облик дворца и садов. Её не устраивало наследие Елизаветы Петровны - ни золотой дворец, ни регулярный парк.
 Екатерина II была хорошо знакома с теориями садового строительства. В бытность великой княгиней она вместе со своим архитектором Антонио Ринальди создала парк при Собственной даче в Ораниенбауме. Став императрицей, Екатериной Алексеевной Романовой, она изучала и конспектировала труды по садоводству английских авторов для руководства к обустройству поместий императорского двора.
Новая европейская теория паркостроения и садоводства была изложена в книгах и отображена в гравюрах английских авторов начала 18-го века. В основу парковой концепции вошло представление о ландшафтной перспективе, о конструировании пространства с разнообразными видовыми точками на ближние и дальние объекты. Естественная простота природы со свободно текущими водными потоками должна главенствовать в парке.
Для обучения английскому садоводству императрица отправляла в Англию садовых мастеров и архитектурных подмастерьев, но без знания языка они возвращались, не обретя должных навыков. В 1771 году императрица посылает в Англию на «неопределённое время» царскосельского архитектора Василия Неёлова.  В Англии он пробыл 6 месяцев, посетил много разнообразных по стилю парков, привёз в Россию книги и гравюры с видами английских парков.
Неёлов Василий Иванович (1722-1782).  Придворный архитектор широкого профиля – декоратор и паркостроитель родился в семье сержанта Преображенского полка в 1722 году. Начал работать с 14 лет в должности архитектурного ученика при канцелярии строений Царского Села  с Бартоломео Растрелли и Саввой Чевакинским при строительстве Екатерининского Дворца.  С 1750 года по указу Елизаветы Петровны Василий Неелов координирует создание интерьеров дворца, с 1760 -го  осуществляет руководство строительными и парковыми работами в регулярном парке Елизаветы Петровны. При Екатерине II Василий Неёлов-с сыновьями Ильёй и Петром работает над созданием пейзажного парка.
Василий Неёлов является создателем планировки английского пейзажного Екатерининского парка. По его планам сносились старые постройки, менялся рельеф, сооружались холмы, спуски и подъёмы.  Менялись и углублялись русла старых каналов, устраивались новые водные потоки и дорожная сеть. На территории появился новый район Верхних прудов с Продолговатым и Лебяжьим прудами. Изменились очертания Большого пруда, на нём появились мысы и новые острова.
Вместе с Василием Неёловым над созданием водной системы парка работал инженер-гидротехник Иоганн Герхард.
Иоганн Конрад Герхард (1720-1808) - выдающийся инженер-гидротехник, тайный советник. Родился и получил инженерное образование в Германии. Продолжил обучение при Академии наук в Санкт-Петербурге. С 1772 года - архитектор императорских водяных строений. Строил каналы, мосты, акведуки, водопроводы. 
Герард считается создателем инженерной системы водного хозяйства парка, состоящего из Таицкого водовода, Виттолова канала, каскада больших и малых плотин, подземных сооружений и открытых водопропускных канав. Под его руководством проводились работы по изменению русел водных потоков, устанавливались плотины, мосты, пристани и гранитная набережная Продольного канала вдоль Садовой улицы. В результате гидротехнических работ площадь и высота уровня водного зеркала в парке была увеличена. Уровень воды в прудах парка был поднят и зарегулирован плотинами.
Архитектурное сопровождение работ по созданию пейзажного парка в 70-х годах проводили архитекторы Антонио Ринальди и Юрий Фельтен.    

Рис.1. В верхней части парка в 1772-1774 годах была сооружена плотина с вододелителем – Виттолов мост ( архитектор Василий Неёлов, инженер Иоганн Герард). Она регулирует поступление воды в  водную систему парка из Виттолова канала.

Уровень воды в Большом пруду-озере – композиционном центре парка- регулируется плотинами на Нижних прудах и Рыбном канале  ( архитектор Василий Неёлов, инженер Иоганн Герард).
.        
Рис.2. Мост-плотина на первом Нижнем пруду у Адмиралтейства построена в 1774-1776 годах.  Она поддерживает уровень водного зеркала Большого пруда.

Третья большая плотина-мост со шлюзом находится в устье Рыбного канала. Её назначение состоит в поддержании уровня воды в Рыбном канале- втором водотоке, вытекающем из Большого озера.

Рис.3. Мост-плотина со шлюзом в конце русла Рыбного канала ( архитектор Василий Неёлов, инженер Иоганн Герард ) позволяет при необходимости через шлюз спустить воду из озера в Продольный канал.

Рис.4. Продольный канал с каскадом маленьких плотинок, украшенных гротами,  был реконструирован в 1775-1777 годах по проекту Иоганна Герарда и Антонио Ринальди. Канал отделяет территорию парка от городских кварталов.

Ринальди Антонио  (1709-1794) – итальянский архитектор. Был приглашен в Россию в 1751 году будучи уже зрелым мастером своего дела. Вернулся на родину в начале 90-х годов 18 века.  Творчество этого зодчего – придворного архитектора Екатерины Великой принадлежит России.  В Царском Селе Ринальди работал с начала  70-х годов. Одновременно с созданием пейзажной планировки он проектировал и возводил памятники российской славы.

Рис.5. Продольный канал 12-ти каскадов с гранитной набережной – главный подъездной путь и визитная карточка Екатерининского дворцово-паркового ансамбля. Перед дворцом в начале канала рядом с фонтаном Лебедь находится вход для туристов.

Прохождение воды через парк по искусственным водным коммуникациям регулируется множеством малых плотин. Сток воды и скорость её течения по каналам и прудам парка поддерживается каскадными плотинами, маленькими плотинами и плотинками, перекинутыми через русла Нижних, Лебяжьих и Верхних прудов. Из них вода уходит по узким протокам - Виттоловой, Лебяжьей и Турецкой.
В старом русле Нижних прудов вместе с их углублением и изменением конфигурации берегов по проекту Иоганна Герарда в 1775-77 годах были построены высокие перемычки-мосты  - Зелёный и Чёртов мосты с оригинальными каскадными плотинами.

Рис.6.. Каскадные плотины выглядят как нагромождения огромных валунов поперёк широких русел Нижних прудов. На первом плане Зелёный мост, на втором- Чёртов мост.

Рис.7. Чёртов мост –плотина с каменным каскадом из валунов. На дальнем плане в правой части снимка виден подъём Трифоновой горки, сооружённой из грунта, вынутого при углублении русла Нижних прудов. Аллея-подъём названа по имени садового мастера Трифона Ильина, работавшего с Василием Неёловым  в течении 20-ти лет.

Второй водный поток, переоборудованный Иоганном Герардом, спускается от большой плотины на Виттоловом канале в направлении Большого озера. Эта старая Виттолова протока была прочищена, углублена и перегорожена Зубчатым мостом-плотиной,  а ниже этого моста - плотинками из валунов и гранитных плит.  Каменные плотинки на протоке были созданы Василием Неёловым и Иоганном Герардом в 1772-74 годах.

Рис.8. Каменный Зубчатый мост-плотина регулирует ширину русла протоки из Виттолова канала в Большое озеро. Мост построен в 1771 году по плану архитектора Юрия Фельтена.

Рис.9. За Зубчатым мостом Виттолову протоку на её среднем отрезке перегородили небольшими каменными мостами-плотинками из валунов и гранитных плит. На переднем плане - первая каменная плотинка за Зубчатым мостом на Виттоловой протоке.

Рис.10. Вторая плотинка  с маленьким каскадом в русле Виттоловой протоки.

По Виттоловой протоке вода из канала поступает в Лебяжьи пруды, оттуда - в Большое озеро.  На её пути при впадении в Лебяжьи пруды сооружена четвёртая плотина.

Рис.11. Пешеходный мост-плотина с одним сливным отверстием на конце Виттоловой протоки в месте её впадения в Лебяжьи пруды. Пешеходный проход плотины имеет железное покрытие.

Создавая водное зеркало парка, авторы стремились сконструировать будущие картины культурного паркового ландшафта. Василию Неелову, знавшему секреты рельефа и вод парка, удалось создать уникальную по замыслу и воплощению систему водных лабиринтов в средней части парка, называемую Верхними и Лебяжьими прудами. В 1770-м году Василий Неелов предложил императрице создать водный лабиринт из ”маленьких канальцев с островками… в небольшой заболоченной низинке перед Большим озером''. Эта идея была одобрена и осуществлена. В нижней части паркового холма на южном берегу озера появились Лебяжьи пруды из ''узких извилистых канальцев с маленькими искусственными островками''.

Рис.12. Лебяжьи пруды – водный лабиринт с восемью искусственными островками на южном берегу Большого озера.

Рис.13. Из Лебяжьих прудов вода сливается в залив-прудок перед Большим озером через невысокую плотину-мост с четырьмя сливными отверстиями.

Рис. 14. . Залив-прудок служит водоприёмником стока двух проток из разных мест парка. Прудок, который принимает два водных потока из разных мест парка, украшен отражением Мраморного моста. Мост и прудок-озерцо перед ним созданы Василием Неёловым в 1772-1774 годах.

Мрамрорный или Палладиев мост – самое изящное сооружение  парка. Образцом для  Мраморного моста послужили работы  знаменитого итальянского зодчего эпохи Возрождения Андрео  Палладио, следующего архитектурному принципу соблюдения природной  рациональности , мощи и красоты. Мост сооружен по деревянной модели, которую изготовил Василий Неелов во время своего путешествия  с целью изучения архитектуры и садов Италии и Англии.  В России мост был собран из отдельных мраморных деталей, которые были изготовлены в Екатеринбурге. Собирали мост на месте в течение двух лет. Простые и изящные контуры Мраморного моста– две будочки с колоннами в виде галереи просматриваются из многих мест парка.

Рис.15. Озерцо перед Мраморным мостом выполняет функцию накопителя стока. В этот “прудок Василия Неёлова'' стекает вода из двух водных лабиринтов парка. На переднем плане -  плотина Лебяжьих прудов с четырьмя сливными отверстиями. На дальнем плане слева- плотина Турецкой протоки от Верхних прудов с двумя отверстиями для пропуска воды.

Верхние пруды – второй водный лабиринт пейзажного парка, устроенный Василием Неёловым и Иоганном Герардом в средней части выровненного паркового склона. Он начинается  от Продолговатого пруда в районе Китайской беседки.

Рис.16. Китайская беседка расположена на перешейке между Продолговатым прудом (на снимке пруд слева от беседки) и Верхними прудами (пруд справа от беседки ). Водное зеркало этих прудов располагается на разных высотных уровнях.

Вода самотёком выливается из Продолговатого пруда в Верхние пруды. В Продолговатый пруд она поступает из канала за границей парка. Скорость потока на Верхних прудах регулируется искусственно созданным понижением рельефа в сторону Верхних прудов.

Рис.17. На Верхних прудах вода спокойно разливается между островами по длинным узким протокам, образуя лабиринт с заливчиками в берегах.



Рис.18. Ниже по течению водный поток Верхних прудов регулируется плотинками. Между берегами среднего острова лабиринт перекрыт мостами-плотинами с пятью сливными отверстиями.

Рис.19. Ниже расположенный маленький остров Верхних прудов соединен с берегами мостами-плотинками, которые имеют одно отверстие для сброса воды. Вероятно с этого мостика снято железное покрытие, поэтому можно увидеть детали кладки каменного основания плотины.

Рис.20.  Сброс потока с Верхних прудов в Большое озеро начинается ниже моста-плотины с украшением в виде грота. Вода спускается по Турецкой протоке, которая начинается под мостом на Рамповой аллее.

Рис.21.Турецкая протока от Верхних прудов к Большому озеру перегорожена двумя каскадными плотинами - Пудожским мостом на Рамповой аллее и Турецким мостом в середине потока.

Рис.22. Пудостский мост-плотина с каскадом на Рамповой аллее сооружён в 1781 -1784 годах Иоганном Герардом и Чарльзом Камероном.

Рис.23. Мост-плотина с каскадом и семью сливными отверстиями, сооружён  Василием Нееловым. Плотина украшена двумя Турецкими башенками.


Рис.24. Вода из Турецкой протоки от Верхних прудов сливается по двум направлениям. От правого берега поток идёт под ажурным железным мостом с мраморными тумбами в Лебяжьи пруды.


Рис.25. Часть потока от Верхних прудов стекает в водоприёмник-прудок перед Мраморным мостом с другой стороны прудка через мост-плотинку с двумя отверстиями.

Водные потоки делят парк на разнообразные ландшафтные районы. Вдоль русел каналов, прудов и проток устроены прогулочные аллеи, широкие и узкие, длинные и короткие. В разное время года и в разное время суток в парке сменяют друг друга картины природы, не похожие одна на другую.

Рис.26. По ландшафтным особенностям парк разделяется на отдельные районы. На сравнительно небольшой площади чередуются озёрные, луговые, лесные ландшафты.

Перед апартаментами Екатерины Великой по обе стороны Рамповой аллеи простирается Большой луг, переходящий в Розовое поле. Розовое поле граничит с Виттоловым каналом и Дубовой рощей. Большой луг граничит с районом Верхних прудов. В центре паркового пространства находится Большое озеро с северо-западным и юго-восточным районами его берегов. К южному берегу озера примыкают Лебяжьи пруды, к Регулярному парку- район Нижних прудов.   

Современный парк при Царскосельском дворце Екатерины Великой. Часть 1. Водная система парка.

                      Современный парк при Царскосельском дворце Екатерины Великой


Немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская

в истории России осталась под именем Екатерины Великой. Более трёх десятилетий с 1762 по 1796 годы она занимала российский трон и служила интересам русского государства. При ней России удалось раздвинуть границы на всех направлениях, построить новые города, упорядочить управленческие структуры, создать систему народного образования, появился новый класс фабрикантов и промышленников. Его жизненная философия заключалась в отрицании излишеств и расточительности аристократии. Здравый смысл и полезная деятельность ставились во главу угла.
Во время правления Екатерины II в России изменились архитектурные предпочтения в строительстве зданий и садов, произошёл переход от барокко к канонам классики. Строгую прямолинейность регулярных садов сменили романтика и неповторимость сада. Плавный переход картин ландшафта и эмоциональное раскрытии каждого объекта стали доминировать в паркостроении.  Высокое садовое искусство перешло от регулярных форм к использованию природных элементов- водных источников, рельефа и растительности. Примерами нового стиля стали пейзажные сады Англии.

                          Часть 1. Водная система Царскосельских парков.
Английский парк Екатерины Великой создан руками человека по проектам архитекторов, садоводов, гидротехников.  Огромный объём работ по созданию культурного ландшафта включал выравнивание и террасирование холмистой поверхности, копание прудов и каналов, посадку растений, обводнение территории.
С самого начала существования императорской резиденции в парке не хватало воды. К 60-м годам 18 века Виттоловские ключи, используемые при Елизавете Петровне, уже не покрывали потребностей Царского Села в воде. Для улучшения водоснабжения было решено использовать другой водный источник- ключи в деревне Большие Тайцы.  Изыскания и строительство велись с 1772 по 1788 годы под руководством инженер-генерала Фридриха Бауера и инженера-гидротехника Иоганна Герарда.
Бауер Фридрих (1731-1788) - швед по происхождению, родился в Германии в семье лесничего.  С 1756 по 1769 годы служил в прусской армии. В 1769 году был приглашён Екатериной II на службу в Россию. Участвовал в русско-турецкой войне в качестве генерала-квартирмейстера и начальника Генерального штаба.  Кавалер 4-х российских орденов.  Строитель гидротехнических сооружений и гранитных набережных Санкт-Петербурга вдоль реки Фонтанки и Екатерининского канала. Руководил созданием Таицкого водовода и системы водоснабжения Царского Села.
 Создателем инженерной системы водного хозяйства царскосельского пейзажного парка считается немецкий инженер-гидротехник   и архитектор мостов, плотин и набережных Иоганн Конрад Герард.
 Герард Иоганн Конрад ( 1720-1808 ) родился и получил инженерное образование в Германии , продолжил учение при Академии Наук. С 1772 года – архитектор при императорских водяных строениях. Выдающийся инженер-гидротехник, строил каналы, мосты, акведуки, водопроводы.  По его планам в царскосельском парке создана система Нижних каскадных прудов, реконструированы старые водоемы- Рыбный канал и Большой пруд, в районе Виттоловского канала прокопаны и обустроены Верхние пруды, Продолговатый Пруд, Лебяжьи прудки. Имел гражданский чин тайного советника, третий по рангу после канцлера и действительного тайного советника.
Водовод со всеми его сооружениями от Таиц до Царского Села строили в течение 1772 - 88 годов. Водовод длиной около 15 км функционировал благодаря 25-метровой разнице в абсолютных высотах местности Таиц и Царского Села. Расположенную между этими пунктами Ижорскую возвышенность обошли благодаря сооружению тоннеля на глубине до 16 м. Длина тоннеля достигала 6 км, высота составляла 2 м, ширина 1,5 м.  От тоннеля наверх были пробиты 63 смотровые шахты для вентиляции, они же использовались для выемки грунта. На остальном протяжении водовод состоял из каналов, прудов, водоотводных канав акведуков, гротов,  каскадов, плотин.


Вода поступает в парк через распределительный шлюз плотины Виттоловского канала около Орловских ворот. Далее из канала вода направляется по двум направлениям:.через систему Поперечного, Продолговатого и Верхних прудов - в Большой пруд и через старую протоку в Лебяжьи прудки и далее- в Большой пруд. Из Большого пруда вода спускается двумя путями: через Рыбный канал- в Продольный канал и Нижние пруды или - через плотину на Большом пруду в Нижние пруды.   
В результате неоднократных гидротехнических работ первоначально небольшой пруд в усадьбе Екатерины I в течение полувека превратился в искусственный водоем площадью 16 га и глубиной 2,5 метра. При Екатерине II пруд под названием Большое озеро стал центром композиции пейзажного Английского  парка. Естественный и регулируемый сток вод Большого озера идёт в направлении от его южной части к северной, от берега, где расположены садовые павильоны Мраморный мост и Турецкая баня к противоположному берегу с Гротом и Адмиралтейством.

Рис.1. Южный берег Большого озера с Мраморным мостом.

Рис.2. Южный берег озера с Турецкой баней.

Рис.3. Вид с южного берега озера от Мраморного моста на середину озера  с Музыкальным залом на острове.
           
Виттолов канал, откуда поступает вода в парк, находится в районе Орловских ворот у конца главной Рамповой аллеи, проходящей от дворца к выходу на московскую дорогу.

Рис.4. Орловские воротав конце Рамповой аллеи и парапет моста- плотины на Виттоловом канале.


Рис.5. Вид от Турецкой башни на Виттолов канал в районе Орловских ворот . Канал перегорожен плотиной , от плотины идёт спуск к протоке из Виттолова канала в Лебяжьи прудки.

Рис.6. Через распределительный шлюз в плотине вода спускается по протоке вдоль аллеи-спуска от Турецкой башни к Лебяжьим прудкам.

Рис.7. Перед Большим озером вода попадает в понижение с маленькими искусственными островами. Этот водный лабиринт называется Лебяжьими прудками. Раньше здесь гнездовались лебеди,  для них были построены специальные домики.

Второй путь воды из Виттолова канала -  через Продолговатый пруд в Верхние Пруды, откуда вода спускается по другой протоке к Мраморному мосту на Большом озере.

Рис.8. Продолговатый пруд у подножья земляного моста-пандуса с Китайской пагодой на вершине.

Рис.9. В районе Продолговатого пруда существует система подземных коммуникаций, которая используется для переброски воды, вода перераспределяется по трубам или через систему открытых канав.


Рис.10. Из Продолговатого пруда с Китайской беседкой на берегу вода направляется в Верхние пруды мимо лабиринта с Концертным залом на Большом острове.


Рис.11. Из Верхних прудов вода попадает в протоку и медленно спускается из Верхних прудов мимо Турецких башенок в Лебяжьи прудки.

Рис.12. Место впадения проток в Большое озеро. Вода из двух проток скапливается перед Мраморным мостом и стекает в Большое озеро.

Сброс воды на северной стороне озера в районе Грота и Адмиралтейства идёт через Рыбный и Продольный каналы в систему Нижних прудов.

Рис.13. Северная часть Большого озера с Гротом и Адмиралтейством, с Чесменской колонной посреди воды.

Рис.14. Рядом с Гротом из Большого озера вода поступает в самый старый канал парка - Рыбный канал. Он был прокопан при непосредственном участии Петра I. Первоначально предназначался для разведения рыбы, но вода в нём застаивалась и была непригодной для рыборазведения.

Рис.15. Рыбный канал ранее имел земляные берега, позже его русло было выложено камнем, через канал переброшены мосты.


Рис.16 . Из Рыбного канала вода спускается в Продольный канал. Конец Рыбного канала перегорожен плотиной с распределительным шлюзом, позволяющем следить за уровнем воды в канале и регулировать уровень зеркала озера.

Рис.17. Ровная гладь Зеркальных прудов расположена выше Рыбного канала и связана с Каналом 12-ти каскадов. Гранитная набережная этого канала идёт по Садовой улице от вдоль парка.   

Рис.18. Уровень воды в Продольном канале регулируется  12-тью маленькими плотинками с гротами из пудостского камня. Гротики были разрушены во время войны, раньше они были выше.

 В этот канал по трубам стекает вода из Зеркальных прудов. По каналу 12-ти каскадов вода спускается в Нижние пруды и уходит за пределы парка. Нижние пруды были ранее небольшим ручейком в овраге. Так же, как и пруд-озеро, ручеёк- предшественник Нижних прудов, подвергся основательной переделке Его углубили и перегородили течение мостами-плотинами, разбив ручеёк на несколько прудов. Три из них находятся на территории парка, а два- в пределах кварталов города.

 Рис.19. Плотина-пристань в истоке Нижних прудов в районе Адмиралтейства.

Рис. 20. Нижние пруды в районе Адмиралтейства.

Система водоснабжения парка является уникальным инженерным сооружением, гениально вложенным в рельеф территории, она успешно работает в течение более 200 лет. Большинство мостов на каскадных потоках выполняют роль плотин и одновременно является архитектурными произведениями, украшающими пейзажный парк.







Регулярный парк Елизаветы Петровны в Царском Селе ( часть 3. Эрмитажная роща ).

Регулярный парк Елизаветы Петровны в Царском Селе. Часть 3. Эрмитажная ( Дикая ) роща.

                                                           Аллеи Эрмитажной рощи.

Эрмитажная часть регулярного парка находится на искусственном острове. Границами его служат Продольный и Рыбный каналы, берега Большого озера и трёх Нижних прудов, в своё время прокопанных в русле бывшего ручья Вангази.
Рис.1. Местоположение Эрмитажной рощи в регулярном парке при Екатерининском дворце. 

Рис.2. В Эрмитажную рощу можно попасть со стороны входа перед дворцом и через Эрмитажную кухню.

Рис.3. Эрмитажная кухня находится в конце короткой аллеи, идущей от Продольного канала к Эрмитажу. Она была построена в 1775-1776 годах архитектором Василием Неёловым.  Арка в центре. неоштукатуренные стены с лепными украшениями, зубчатый парапет и зубцы над ярусами башни напоминают готические замки Англии.

Неёлов Василий Иванович ( 1721-1782 ) - глава семьи царскосельских архитекторов паркостроителей, архитектор широкого профиля, декоратор и паркостроитель.  Родился в семье сержанта Преображенского полка. Начал работать с 14 лет в должности архитектурного ученика  канцелярии строений Царского Села с Франческо Бартоломео Растрелли и Саввой Чевакинским при строительстве Екатерининского Дворца.  С 1750 года по указу Елизаветы Петровны Василий Неёлов координирует создание  интерьеров дворца, с 1760 -гоосуществляет руководство строительными и парковыми работами.
  
Рис.4. Другое название Эрмитажной кухни – Красные ворота.  Это одноэтажное краснокирпичное здание имело двойное назначение. Оно использовалось как кухня и служило входом в парк. Арка этого павильона служит входом в Эрмитажную часть регулярного парка.

Рис.5. В центре Дикой рощи по желанию Елизаветы Петровны в 1744-1754 годах был построен садовый павильон Эрмитаж ( архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов).

Земцов Михаил Григорьевич (1688-1743)- русский зодчий из плеяды первых строителей Санкт-Петербурга. Родился в Москве, был переселён в новую столицу в 1709 году. В 1710 году по приказу царя отдан в ученики первому архитектору города Доменико Трезини. С 1723 году по поручению царя работает по найму строительных рабочих в Швеции , в 1724 году получает звание архитектора, с 1725 года по 1732 работает в Комиссии строений Санкт-Петербурга. является руководителем архитектурной команды-первой школы русских архитекторов, будущих строителей городов России.  В 1743 году получил чин полковника.
Квасов Андрей Васильевич (1720-1777) - брат архитектора Алексея Васильевича Квасова. С 1734 года- ученик архитектора М.Г.Земцова, с 1743 года в качестве архитектурного подмастерья работает в Царском Селе на возведении Екатерининского дворца с Земцовым, с 1745 по 1751 – с Саввой Чевакинским. Русский зодчий, творивший в стиле елизаветинского барокко.  Планировал и строил дворцы и усадьбы российской и украинской знати.  
 По традиции Эрмитажную часть парка называют Дикой рощей.  При регулярной планировке аллей деревья здесь никогда не стригли и содержали насаждения в разреженном состоянии.

Рис.6. От Екатерининского дворца к павильону  Эрмитаж проложена главная аллея регулярного парка, которую называют Эрмитажной аллеей.

Рис.7. От главной аллеи отходят симметричные боковые лучевые аллеи.

Рис.8. От Эрмитажа в разные стороны отходят восемь дорожек-аллей, они пересекают Дикую рощу во всех направлениях.

У садовников был небольшой выбор древесных пород при создании Эрмитажной рощи.  После неудачного эксперимента с заменой насаждений из местных деревьев на бук, граб, самшит и другие иноземные породы им пришлось довольствоваться российскими  видами - лиственницей, елью, липой, клёном, вязом, ясенем, рябиной, ольхой. В Эрмитажной роще эти деревья посажены в разных сочетаниях с учётом их декоративных качеств, созданы уголки из теневыносливых и светолюбивых пород деревьев.

Рис.9 . В осеннем аспекте желтеющая хвоя лиственниц создаёт фон для тёмнозелёных конусовидных крон елей.

Рис.10. Уголок рощи, где разновозрастные насаждения из липы и дуба чередуются с небольшими полянами. Здесь в хорошую погоду много солнечного света. 


Рис.11. Главная Эрмитажная аллея регулярного парка пересекает Дикую рощу и приводит к берегам Нижних прудов. Здесь на берегу Второго Нижнего пруда у Морейского обелиска она кончается. Обелиск поставлен при Екатерине II по проекту Антонио Ринальди в 1771 году. в честь победы русского флота у полуострова Морея в русско-турецкой войне 1768-1774 годов.

Рис.12. Морейская ростральная колонна является мемориальным памятником.

      Морейская колонна - это малая ростральная колонна из серо-голубого мрамора. Она посвящена победе русских воинов  на полуострове Морея в Средиземном море  в период русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Главный декоративный элемент колонны – ростры в форме корабельных  носовых частей  вознесены на вершину колонны. Колонна имеет высоту 7 метров. Она поставлена на четырехгранное двухступенчатое основание. Надпись на бронзовой доске напоминает:”…войск российских было 600 человек… в плен взято шесть тысяч!”.

Рис.13.  Эрмитаж просматривается отовсюду, со всех уголков Дикой рощи. Лазоревый цвет его стен, белые колонны и охра ранее позолоченных деталей просвечивают сквозь разреженный строй деревьев.

                                                       Садовый павильон Эрмитаж
Эрмитаж в переводе с французского языка означает “хижина отшельника”. Убогая хижина в зарослях деревьев и кустарников на краю регулярного сада была одной из затей барочных садов Европы.

Рис.1. Эрмитаж Елизаветы Петровны – это маленькая копия Екатерининского дворца, роскошный павильон для неофициальных встреч членов императорской фамилии с высокопоставленными гостями ( архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов).


Рис.2. В плане здание представляет собой восьмигранный двухъярусный объём с центральным восьмиугольным залом, к которому примыкают четыре короткие галереи с кабинетами, расположенными по двум осям здания.

Внешнее и внутреннее декоративное оформление Эрмитажа выполнялось под руководством Франческо Бартоломео Растрелли.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)-  выдающийся русский архитектор, сын итальянского скульптора Карло Бартоломео  Растрелли, который в 1715 году вместе с семьёй приехал в Россию по приглашению Петра I. Обучался у своего отца, несколько раз выезжал для обучения в Италию и Францию. Основоположник елизаветинского барокко, оберархитектор императриц Анны Иоановны и Елизаветы Петровны.
Двойные белоснежные колонны, купол-шатёр над центральным залом. лепнина, вазы и скульптуры служили внешнему украшению здания. Вазы, лепнина, решётки балконов и статуи были позолочены и выделялись на фоне белых колонн и бирюзовых стен. Эрмитаж обнесён балюстрадой над широким рвом, заполненным водой. Через ров перекинуты подъёмные мостики. Площадка перед зданием выложена шахматным орнаментом из белых и синих плиток.

Рис.3. Внутреннее оформление залов Эрмитажа выполнено в стиле елизаветинского барокко, едином с декором Золотой анфилады Екатерининского дворца.

Рис.4. Восьмиугольный Большой зал на верхнем этаже Эрмитажа со всех сторон прорезан широкими высокими окнами-дверями с выходами на балконы. Зеркала и золочёная резьба в простенках и над сводами дверей служат украшением зала.


Рис.5. Зелень деревьев в обрамлении золотых узоров решёток балконов и стен создавали особую камерную обстановку императорских приёмов.

Создатели Эрмитажа по указанию императрицы сделали всё возможное для того, чтобы удивить высоких гостей. Эрмитаж был оборудован специальными приспособлениями для подачи и уборки блюд, что позволяло обходиться без присутствия слуг на трапезах. Тарелки обеденной сервировки ставились на серебряные круги, которые во время трапезы на длинных шестах поднимались с заказанным блюдом на стол или опускались вниз после еды. Это давало возможность обсуждать дела с дипломатами, послами и высокими гостями и принимать важные государственные решения без посторонних лиц.

Рис.6. Обеденные столы имели специальные металлические тарелки - приспособления для подачи и уборки еды.

Рис.7. Все столы в зале после трапезы опускались на нижний этаж.

Рис.8. Пол под столами поднимался и обеденный зал превращался в танцевальный.

Рис.9. На нижних этажах здания располагались кухни и механизмы для передвижения столов и блюд наверху. Здесь суетились слуги, обслуживающие императорские приёмы и обеды. При Екатерине II и после неё еду готовили в Эрмитажной кухне.

Приёмы сопровождались музыкой, танцами и обильной трапезой. Царские трапезы были особой доверительной формой общения царской семьи со своим окружением. За проведение приёмов в Эрмитаже отвечала гофмаршальская часть во главе с обергофмаршалом. Придворные чины разного ранга отвечали за вина, напитки, кондитерские изделия, за сервировку, за обслуживание столов, за приготовление чая, кофе, за конфеты, десерты, санитарное состояние, освещение, украшения на столах и многое другое.

Рис.10. Роскошной сервировке праздничного стола уделялось особое внимание.. При Елизавете Петровне столы сервировались предметами из саксонских фарфорофых сервизов. 

Первый собственный фарфор появился в России во второй половине 18-го века.
До изобретения российского фарфора на царских парадных трапезах использовалась посуда из драгоценных металлов-золота и серебра. Большие блюда, тарелки, различные кубки и ковши, стаканы, чарки представляли собой произведения ювелирного искусства. Русские мастера использовали для украшения посуды чеканку, литьё, серебрение и золочение, разноцветные эмали, драгоценные и цветные камни.

Рис.11. Тарелка царя Алексея Михайловича. Изготовлена в 1667 году в мастерских Московского Кремля мастерами Леонтием Константиновым и Иваном Юрьевым. Золото, драгоценные камни, эмаль и именная надпись отличают царский столовый предмет.

Посуда из драгоценных металлов использовалась не только для царских застолий. Она служила дипломатическими подарками. Обычными были столовые предметы из меди и олова, а также деревянные и глиняные. Фарфор считался предметом роскоши, фарфоровые китайские изделия ценились на вес золота. Кроме китайских изделий Россия ввозила из Саксонии мейсенский фарфор. Европейский фарфор был изобретён в начале 18-го века учёным физиком Еренфридом фон Чирнхаусом и алхимиком Иоганном Бёттгером.  Производство фарфора в России было налажено в середине 18-го века, на половину века позже, чем в Германии и Франции.
По указу Елизаветы Петровны в 1744 году были начаты работы по изобретению фарфора. В это время из Германии вернулся пенсионер Дмитрий Виноградов. Долгих девять лет он постигал премудрости химии, металлургии и горного дела. Сын суздальского священника Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758) даже по немецким меркам был чрезвычайно любознателен и трудолюбив, досконально изучил все тонкости технологий горного и рудного дела. Сразу по прибытии в Россию он сдал экзамены на должность горного инженера и получил тайное задание раскрыть секрет изготовления фарфора и наладить производство фарфоровых изделий.
Изобретатель был поставлен в неимоверно тяжёлые условия. Чтобы не разгласить секрета работы, ему запрещалось выходить из мастерской, опыты он записывал специальным шифром, чем ближе он подходил к разгадке секрета, тем  более ужесточались условия жизни, в конце-концов он работал прикованным цепью к горну, где производил обжиг первых изделий из фарфора.  Та же судьба была у немецкого алхимика - цепь на ноге, издевательства над творцом, достигшем немыслимого результата в своих исканиях. Оба изобретателя погибли в возрасте 37 и 38 лет. Плоды трудов достались надзирателям  и промышленникам, развернувшим производство фарфора. В коллекции фарфора Царскосельского музея сохранились несколько изделий, принадлежавших императрице, автором которых является Дмитрий Виноградов.

Рис.12. Чайный сервиз Елизаветы Петровны. Чайник, сахарница и чайная пара чашек с крышкой и блюдцем –копии первых изделий, выполненных на Парцелиновой мануфактуре , как тогда назывался императорский фарфоровый завод. Сервиз декорирован под золотую посуду с элементами барокко – золото, богатая роспись, лепка.

Одной из особых забот императрицы было живописное украшение залов Эрмитажа. Прекрасная живопись была выполнена лучшими итальянскими и русскими художниками-декораторами.

Рис.13. Всё пространство стен и потолков Эрмитажа заполнено картинами на аллегорические сюжеты, славящие богоизбранную императрицу-самодержицу.

Рис.14. Плафон Большого зала изображает сцену из жизни богов -  пир богов на Олимпе.

В центре плафона –небо с облаками и главными действующими лицами. В розовом сиянии солнечных лучей у стола с золотыми предметами сервировки сидят Юпитер и Юнона. Они приглашают богов на свой пир. На пир собираются Аполлон и охотница Диана с луком в руках, Плутон со своим Цербером, Прозерпина и Амфитрита, Галатея и Нептун, Церера и Бахус, Венера, Марс и Флора.

Рис.15. Плафон окаймлён полосой живописи в форме архитектурной декорации с аллегорическими сюжетами. На фоне голубого неба в окружении своих гениев и ангелов процветают Науки и Искусства, осыпаемые дарами крылатой богини Фортуны.

Роскошная живописное оформление Эрмитажа была выполнена по проекту Джузеппе Валериани русскими мастерами ''живописной команды’’ под руководством Ивана Вишнякова и Антонио Перезинотти.
Джузеппе Валериани (1708-1762)-итальянский художник и декоратор, мастер перспективной живописи. Родился в Риме, учился в Венеции. В Россию приехал в 1742 году. Работал в духе позднего барокко. Работы Валериани –росписи плафонов и стенных панно в дворцовых помещениях исполнены в стиле архитектурной декорации. С 1742 года был главным декоратором придворного театра Елизаветы Петровны. С 1748 года преподавал в Академии Художеств.
Антонио Перезинотти (1708-1778)-итальянский живописец, уроженец Болоньи. В 1742 году приехал в Россию вместе с Джузеппе Валериани. Работал в стиле позднего барокко, выполнял декоративные работы во дворцах и церквях. С 1743 года-придворный живописец, с 1767 года-академик, преподавал в Академии Художеств перспективную живопись.
Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)-русский художник, с 1739 по 1761 годы-руководитель ”Живописной команды” при “Канцелярии от строений её императорского величества домов и садов”. Родился в семье московского ремесленника, шатёрных дел мастера. В пятнадцатилетнем возрасте переехал в новую столицу, где начал работать в качестве ученика в Живописной команде. Считается учеником Андрея Матвеева и Луи Каравака. Работал как художник-монументалист и портретист. В его работах соединены принципы русской живописной школы и европейского рококо. В Живописной команде прошёл путь от ученика, прапорщика, капитана, коллежского асессора до надворного советника, за заслуги получил дворянское звание. После его смерти в 1761 году старший сын Иван Иванович Вишняков принял руководство Живописной командой.  До нашего времени дошло несколько портретов кисти Ивана Вишнякова-старшего, а все монументальные произведения растворились в потоке времени.
После Елизаветы Петровны идею создания художественно оформленного Эрмитажа подхватила императрица Екатерина II. Собственную коллекции живописи она хранила в Санкт-Петербурге в специальном помещении Зимнего дворца, которое называлось Эрмитажем. Согласно посмертной описи имущества Екатерины Великой к 1796 году в её коллекции насчитывалось 3996 картин. До середины 19-го века посещать императорское Эрмитажное собрание могли только избранные лица по специальному разрешению. Нынешний Эрмитаж в Санкт-Петербурге, построенный Николаем I, внуком Екатерины II – один из самых известных и посещаемых музеев мира. В нём насчитывается 350 залов и хранится более 3-х миллионов экспонатов. В течение одного года Эрмитаж посещают более 2.5 млн человек.