Парадный Верхний сад резиденции Петра I в Петергофе


К концу царствования Петра I  в 1721-1723 годах была создана его петергофская резиденция на берегу Балтики. Дворец – Верхние палаты возвышался над берегом моря и лавина воды стремилась к морю по ступеням Большого каскада. Со стороны моря ко дворцу был прокопан Морской канал и заложен приморский Нижний парк, а со стороны суши – разбит парадный Верхний сад.

Рис.1. Ширина открытой части Верхнего сада, как и сейчас, соответствовала ширине дворца, который при царе назывался Верхними палатами.

Современное здание Верхних палат – Большого дворца Петра I имеет 2 выступа по 2 окна. Средняя часть его прорезана аркообразными окнами - дверями. Верхний этаж имеет вторые антресольные окна. На фронтоне ниже царской короны сохранена резьба петровского времени – корзина  с розами и музыкальные инструменты. Здание сохранило черты петровского барокко- четырёхскатную крышу, рустованные углы, пилястры –плоские колонны и простые наличники.
Окончательный вид, близкий к современному, резиденция приняла при архитекторах М.Земцове и его помощниках И. Бланке и И.Давыдове в 1730-40-х годах.  К главному петровскому зданию они пристроили одноэтажные галереи, которые заканчивались павильонами. По проектам Карло Растрелли были устроены фонтаны Верхнего сада. Позже главный архитектор императрицы Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли достроил дворец и присоединил к нему два корпуса- Корпус  под гербом и Церковный корпус. Эти два корпуса выполнены в стиле елизаветинского барокко. Высокие аркообразные окна с лепными наличниками, раковины и завитки  Франческо Растрелли украсили дворец и добавили роскоши петровскому барочному стилю. Церковный корпус – первая проба Франческо Растрелли в строительстве русских храмов. Вершиной его церковной архитектуры являются церковь Большого Царскосельского дворца и Смольнинский собор в СПб.

Рис.2. Церковный корпус восточного крыла дворца выделяется на фоне неба  пятиглавием куполов. Декором куполов служат растительные гирлянды, оплетающие всё пятиглавие. Внешнее украшение корпуса довольно скромно для барокко, оно выполнено по ассоциации с центральным Петровским корпусом.

 
Рис.3. На западном конце дворца расположен Корпус под гербом с широким четырёхскатным куполом на крыше.  По рёбрам большой купол украшен гирляндами.  Большой купол оканчивается позолоченной головкой  с трёхсторонним российским гербом-орлом.

Парадный регулярный парк перед южным фасадом Петергофского дворца был спланирован в самом начале создания резиденции немецким архитектором И.Браунштейном , позже детализирован французским архитектором-паркостроителем Ж.Б.Леблоном при непосредственном участии царя. При императрице Елизавете Петровне над садом работал мастер Б.Фок, который выполнил чертежи садов и элементов садового декора. Воссоздание Верхнего сада после военной разрухи 1941-45 годов стало возможным благодаря наличию фиксационных планов 1770 года, выполненных по указу Екатерины Великой. Реставрация полностью разрушенных фонтанов, устроенных Карло Растрелли, была осуществлена по сохранившимся архивным планам русских мастеров «фонтанной команды»-учеников французского фонтанного мастера Поля Суалема.

Рис. 4. С высоты птичьего полёта планировка сада похожа на ковёр с геометрическим узором. На площади в 15 га размещены 5 больших прудов с фонтанами и 8 садовых участков.

Сады  и пруды с фонтанами расположены симметрично,  по образцу версальских регулярных парков, но с учётом местных условий. Все пруды Верхнего сада служат накопителями воды для фонтанов Большого каскада и Нижнего парка. Водомёты фонтанов резиденции работают благодаря более чем 20-ти метровой разнице в высотах Верхнего и Нижнего садов. Квадраты боскетов – рощиц  со внутренними круглыми, косыми и квадратными дорожками в Верхнем саду  устроены в любимом царём голландском стиле.

Рис.5.  Со стороны города вход в Верхний сад оформлен высокими столбами-пилонами с архитектурными украшениями. Традиция украшать вход в сакральное пространство высокими колоннами идёт со времён создания храмов Египта. От двух крытых беседок по бокам пилонов начинаются аллеи, ограничивающие открытое пространство – партер перед дворцом.

Рис.6. По периметру Верхний сад обнесён высокой кованой оградой. Вдоль неё устроена живая многоярусная изгородь из деревьев и кустарников.

Рис.7. С площадки перед Пилонами открывается панорама дворца с куполами боковых корпусов. Открытое пространство Центрального партера, обрамлённое аллеями, создаёт иллюзию необъятности сада и огромности дворца. 
   
Центральный партер является парадным въездом во дворец. Равномерно расположенные по его длине низкие фигурные деревья и кустарники концентрируют внимание на дворец. По центру партера расположены три больших чаши-пруда с фонтанами. Шесть фонтанирующих дугообразных струй из пастей дельфинов располагаются вокруг центральной фигуры каждого фонтана. Круг из шести дельфинов сохранялся при всех реставрациях фонтанов. Центральные свинцовые композиции фонтанов скульптора Карло Растрелли, с течением времени заменялись на бронзовые, близкие по содержанию.

Рис.8. Первый фонтан перед входом с центральной фигурой морского дракона называется Межеумным. Его неоднократно переделывали, сохраняя морскую тематику  и шестерых фонтанирующих дельфинов. За фонтаном в перспективе виднеется статуя Аполлона Бельведерского, установленная при императоре Павле I на площадке фонтана Нептун.

Рис.9. В середине Центрального партера  расположен главный фонтан Верхнего сада. Посреди обширного пруда возвышается постамент с фигурой царя морей в развевающихся одеждах и трезубцем в руке.

Спокойная и торжественная фигура Нептуна вознесена вверх и господствует над садом. Вокруг постамента расположилась фонтанирующая свита – наяды с вёслами в руках,  мужские божества на морских конях и маленькие мальчики на дельфинах. Струи воды льются и с вершины богато украшенного постамента, где ребятишки трубят в раковины и маски морских существ изрыгают самые высоко расположенные струйки воды.
Современный фонтан Нептун по духу соответствует первоначальному фонтану этого места -Телеге Нептуна.  Последний был заменён ввиду ветхости в период царствования Павла 1-го. Настоящий фонтан был выполнен в середине 18-го века в Германии немецкими скульпторами Г.Швейгером и И.Эйслером.

Рис.10.На площадке между  фонтаном Нептун и последним круглым фонтаном Дубовым выставлены античные копии божеств природы работы венецианского скульптора Дж. Бонацца.

Они выполнены по заказу Петра I специально для его садов. Стремление царя внедрить в российскую жизнь новые представления о прекрасном  и познакомить общественность с европейской культурой  было всеобъемлющим.  Его вельможи должны были следовать царскому примеру и так же украшать свои сады и поместья мраморными скульптурами.


Рис.11. Богини Флора с гирляндой цветов и Помона с плодами , божество садов Вертум и свежий ветер  Зефир расположены полукругом на площадке перед последним фонтаном.

Рис.12. Перед центром фасада современного дворца – Верхними палатами Петра I находится последний круглый пруд с шестью дельфинами - водомётами и фигурой Амура, надевающего театральную маску.  Фонтан называется Дубовый, ранее здесь была композиция с деревом в центре пруда.

Рис.13. Справа о слева от Центрального партера с зелёными газонами, фигурными кустарниками и фонтанами за линией деревьев боковых аллей расположены квадраты голландских садов.

Рис.14. Боковые крытые аллеи - берсо граничат с голландскими садами.  Они начинаются от Пилонов парадного входа и тянутся вдоль Партера по длине сада.

Рис.15. Берсо сменяются  аллеями лип с круглыми или квадратными кронами. Аллеи ведут к корпусам дворца – правые к Церковному корпусу, левые – к Корпусу под гербом.

Рис.16. Поперечные аллеи делят левую и правую части сада на квадраты и прямоугольники рощиц-боскетов с голландскими садами.

Прямоугольники голландских садов с различным расположением дорожек внутри них разнообразны по оформлению. Плодовые деревья, цветочные клумбы и грядки с пряными и съедобными растениями придают им характерные голландские черты. На одном небольшом участке соседствуют фруктовые деревья, ягодные кустарники, цветы и огородные растения.

Рис.17. Весной сады украшают цветущие плодовые деревья.

Рис.18. Рядом с огородными грядками под сенью плодовых деревьев и ягодных кустарников распускаются тюльпаны.

Рис.19. Тюльпаны полыхают и на открытых клумбах вдоль дорожек внутри боскетов.

Рис. 20.С середины лета и до осени в садах цветут розы.

Рис.21. Осенью на грядках отцветают последние цветы и пряные растения.

Два водных квадрата, равновеликие садам, расположены по линии садов непосредственно перед дворцом. Они являются прудами-накопителями.  Шесть фонтанных струй, изрыгаемых дельфинами, дугами окружают античные копии статуй Венеры и Аполлона.

Рис. 22.  Квадратный пруд Весна перед Корпусом под гербом украшен статуей Венеры Италийской.

Рис.23. Квадратный пруд с такими же водомётами и статуей юноши-Аполлона перед Церковным корпусом называется Лето.
            

Царское Село. Фрейлинский сад. Май-время тюльпанов




Май 2018 побивает рекорды тепла и нарушает все сроки развития растений. Фенологический календарь буквально трещит по швам, не соблюдается последовательность цветения видов флоры, привычная для нашего Петербургского региона. Мгновенно отцвели берёзы, клёны, вязы, дубы. В садах одновременно цветут черёмуха, жимолость, яблони, сливы, каштаны. Их подгоняют летние виды- сирень, липа, шиповник, сосна.


Царскосельские садоводы не успевают менять на клумбах аспекты цветущих растений. Быстро прошли сезоны гиацинтов, нарциссов. Они сменились полыханием тюльпанов. На подходе – сезон пионов.

 В знаменитом Фрейлинском садике Екатерины Великой работы непочатый край. Сезон тюльпанов в разгаре.
Пройдём по любимым дорожкам вдоль кустов сирени и стен Камероновой галереи , чтобы полюбоваться тюльпанной красой последних дней весны.















Можно заглянуть в Собственный сад Александра II, который находится по другую сторону 
Камероновой галереи перед корпусом Екатерины II, называемым Зубовским.

В этом саду от входа и до его границы -до длинной Итальянской беседки всюду господствует разноцветье тюльпанов.







Петергоф-приморская резиденция Петра первого

Весной 1703 года Пётр I отвоевал у шведов устье Невы и заложил свой новый город Санкт-Петербург. Чтобы освоить берега Балтики он раздал приближённым земли по берегу Финского залива и повелел застраивать их поместьями и переселять туда крепостных из других российских земель. Для себя он отвёл место откуда было видно с берега новый город и крепость Кронштадт перед ним.
Рис.1. Вид на Санкт-Петербург с балюстрады петергофского дворца Петра I Монплезир.

На выбор места для Петергофа повлияло желание Петра 1 иметь свои сады с фонтанами, лучшими чем у французского короля. Царь приказал искать на Ропшинской возвышенности источники воды для фонтанной системы парка.  Узнав о тамошних многочисленных ручьях и родниках, Пётр I лично провёл съёмку местности в сопровождении местного крестьянина.
В 1714 году он отправил для обучения фонтанному делу в Голландию и Францию своего пенсионера Василия Туволкова.  Пять лет Туволков изучал гидротехнические сооружения – каналы, шлюзы, плотины, водяные машины. По возвращении пенсионера царь лично принимал у него экзамен и аттестовал на должность машиниста – мастера по машинам. По проекту Туволкова в 1721 году был построен 24-хкилометровый канал от возвышенности к прудам-накопителям перед Финским заливом. Уже 3 столетия разница высот парка и вышележащей местности обеспечивает самотёчную бесперебойную работу петергофских фонтанов.
Петергоф – морскую резиденцию Петра I создавали лучшие архитекторы, приглашённые в Россию из разных стран Европы :  главный берлинский архитектор Андреас Шлютер, его ученик Иоганн Браунштейн,  французский паркостроитель и архитектор Жан Батист Леблон, архитектор папы римского итальянец Николо Микетти и его русский ученик  Михаил Земцов, итальянский скульптор Карло Растрелли. И тысячи безвестных русских людей – солдат, крепостных, мастеровых, согнанных на строительство со всех концов России. Сам царь придирчиво следил за ходом строительства.
Авторами планировки резиденции были Иоганн Браунштейн и Жан Батист Леблон. Исходя из природных условий местности, Леблон предложил царю проект дворцово-паркового комплекса с регулярными садами, морским каналом, водными каскадами, фонтанами, дворцами и павильонами. Фонтанные комплексы создавали Николо Микетти и Карло Растрелли.
По положению относительно дворца парк делился на две самостоятельные части – Верхний и Нижний. Верхний сад расположен в южной части парка на возвышенном ровном участке. Нижний парк тянется полосой вдоль берега Финского залива.
Рис.2. Верхний сад - это  геометрически распланированный регулярный парк с фонтанами по главной оси и квадратами боскетов- рощиц по сторонам от  осевой аллеи.

По центру аллеи устроены 3 округлых и перед окнами дворца -2 квадратных пруда-фонтана. Этот сад имеет регулярный вид, он реконструирован заново в течение второй половины 20-го столетия.

Рис.3. Центральная аллея Верхнего сада с тремя фонтанами  ведёт к южному фасаду Большого дворца. За пилонами входа в Верхний сад находится большая круглая чаша пруда с Межеумным фонтаном.

Рис.4. Под окнами южного фасада Большого дворца расположен  Круглый пруд с Дубовым фонтаном . Маленький Амур  сменил находящийся в центре дуб, а фонтан сохраняет старое название.

Рис. 5.    Главная аллея приводит к центру дворца с помещениями петровского времени, ранее называемыми Большими хоромами.

Рис. 6.Большой дворец отделяет Верхний сад от Нижнего парка. Петровский макет Большого дворца можно увидеть в небольшом музее «Царские потехи» рядом с Церковным корпусом Большого Петергофского дворца.

Рис.7.  Севернее дворца вдоль берега Финского залива, под высоким уступом древнего моря  расположен Нижний парк. Многочисленные большие и маленькие пруды соединены водоводами с фонтанами Нижнего парка.

Нижний парк распланирован по принципу трёхлучевой симметрии. Центральная аллея трёхлучья Нижнего парка – Марлинская. Она начинается перед дворцом Марли  от Большого пруда. Главная поперечная аллея идёт вдоль Морского канала. Она является продолжением Главной аллеи Верхнего сада. От Большого дворца веером расходятся аллеи  к  голландским дворцам Петра 1 – вправо ( на восток) к Монплезиру, влево ( на запад) к Эрмитажу.
Расположение фонтанных комплексов петровской резиденции согласуется с линиями аллей и положением дворцов.

Рис. 8. Большой дворец стоит на высокой  20- м  террасе древнего Балтийского моря. 

   В террасе перед северным фасадом дворца построено ложе Большого каскада с гротами в его центре. Протяжённость дворца при Петре 1 соответствовала ширине каскада. Главная ось парка идёт через центр дворца по среднему гроту и Морскому каналу  к Финскому заливу.


Рис.9. Морской канал начинается от чаши Большого каскада перед дворцом и хорошо просматривается с террасы Большого дворца.

Морской канал делит Нижний парк на западную  и восточную части. Центральными объектами на западе парка являются дворцы Марли и Эрмитаж, фонтан Ева и каскад Золотая гора. На востоке им соответствуют дворец Монплезир, фонтан Адам и каскад Шахматная гора. .
Рис.10.  Дворец Марли расположен на западном конце Нижнего парка на берегу Большого ( Марлинского) пруда. Название дворца напоминает о версальском Марли короля Людовика IV. Дворец использовался для жилья семьи царя или свиты.

 Искусственный вал из грунта , вынутого при сооружении пруда, отделяет эту часть парка от залива и служит укрытием от ветра. Нижняя часть вала укреплена каменной террасой.

Рис.11.По радиальной аллее от Марли можно пройти ко дворцу Эрмитаж. Он поставлен у кромки воды и окружён каналом  с водой. Дворец- павильон с большим обеденным столом в зале  второго этажа использовался для пиршеств в узком кругу приближённых к персоне царя лиц.

Рис.12.   Центральную аллею Марлинской части парка украшает фонтан  Ева, парный к восточнее расположенному фонтану Адам.

Рис. 13. Каскад Золотая гора в районе дворца Марли сооружён по указу Петра I сделать на террасе каскад " по подобию и пропорциям кашкады Марлинской , которая напротив королевских палат".

Центрами восточной – Монплезирской части является дворец Петра I Монплезир, фонтан Адам и каскад Шахматная гора.

Рис. 14.  Голландский дворец Монплезир с застеклёнными галереями и небольшим регулярным садиком расположен у кромки воды. Это первое и любимое жилище царя на берегу Финского залива. Он был построен раньше всех петергофских дворцов. Здесь царь останавливался во время своих поездок в Кронштадт.

Рис.15. На террасированном склоне напротив  дворца Монплезир находится каскад Шахматная гора  с гротами и чашей фонтана перед каскадом.

Рис.16.  Главную аллею здесь украшает фонтан Адам. Мраморные статуи Адама и Евы созданы с оригиналов  А.Рицци  по специальному заказу Петра 1  для главной аллеи Петергофа.  Фонтаны прародителей человечества ассоциированы с царём и его супругой.  

Рис.17.  В конце радиальной аллеи, ведущей от Монплезира на Марлинскую аллею, находится один из первых фонтанов парка Пирамида, собрат версальского фонтана Конус. 

В этом особом уголке парка следует обязательно побывать. Архитектор Николо Микетти объединил здесь гармонию мрамора с  торжеством летящего в небо столба воды из множества отдельных струек. Сама композиция фонтана напоминает необычный. храм.