Петр I сам составил список скульптурных произведений, которые он хотел бы видеть в своем саду. Герои античных мифов, изображения полководцев, императоров, философов древности, аллегории явлений природы и разных сторон жизни украшали площади вокруг фонтанов и аллеи сада. При жизни царя сад использовался в качестве дворцовой территории – в нем принимали гостей, проводили знаменитые петровские праздники - ассамблеи и отмечали важные государственные события.
В 2009 – 2012 годах была произведена полная реконструкция Летнего сада близкая к плану Петра I с дополнениями Жана Батиста Леблона. В приневской части сада воспроизведена регулярная планировка. Отныне сад делится на регулярную и пейзажную часть. Старинная мраморная скульптура была отреставрирована и помещена на вечное хранение в Михайловский замок. Для сада были изготовлены копии из искусственного мрамора.
Современный Летний сад располагается на небольшом острове, его границы проходят по водным артериям: с севера – по реке Неве, с юга – по реке Мойке, с востока –по реке Фонтанке, с запада – по каналу Лебяжья канавка, прорытому он Невы к Мойке. Летний сад имеет два входа – южный со стороны реки Мойки и северный со стороны Невы. С южного входа от Мойки и Михайловского замка Вы входите в пейзажную часть сада .
Пейзажная часть Летнего сада
![]() |
Рисунок 1. Южный вход в Летний сад напротив Михайловского замка |
При входе в пейзажную часть Летнего сада со стороны Мойки и
Михайловского замка Вы обратите внимание на огромного размера вазу из шведского
розового гранита. Так называемая ваза Эльфдаленского порфира была подарена царю
Николаю I в 1839 году шведским королем Карлом XIV в знак доброй воли и прекращения многолетних войн и вечного мира между
Россией и Швецией. Ваза собрана из отдельно выточенных деталей. Высота самой
вазы – 394 см, а вместе с постаментом - 485
см. На открытом воздухе ваза постоянно испытывает неблагоприятное воздействие
дождей и загрязненного воздуха. Она неоднократно реставрировалась . последняя
реставрация состоялась в 2008 –м году.
![]() |
Рисунок 2. Ваза, выточенная шведскими мастерами на Эльфдальской королевской мануфактуре в знак вечного мира между Россией и Швецией |
Порфировая ваза располагается на берегу
Карпиева пруда. Этот большой пруд в прошлом был частью системы каскадных
прудов. Пруды были вырыты для осушения
парка в самом начале его создания. Название пруда напоминает о том, что в этом
пруду разводили карпов.
![]() |
Рисунок 3. Летний вечер на Карпиевом пруду. Водное зеркало отражает кроны деревьев,
Михайловский замок и порфировую вазу.
|
![]() |
Рисунок 4. Летний день на Карпиевом пруду.
|
Пейзажная
часть сада – это аллеи старых деревьев с отчасти сохраненной регулярной
планировкой, с зелеными боскетами – лужайками и живыми изгородями из стриженых
деревьев.
![]() |
Рисунок 5..Главная аллея с высокими деревьями
в боскетах пейзажной части сада ведет к фонтанам регулярного парка.
|
Правые аллеи, идущие вдоль Фонтанки ,
приведут Вас к Красному саду с оранжереей и грядками пряных, лекарственных и
овощных растений. Это –воссозданный
Петровский огород.
![]() |
Рисунок 6. Огород и оранжерея Красного сада..
В летнее время Вам предложат участвовать в
ботанической экскурсии по этому небольшому уголку, спланированному с учетом
исторических планов в максимальном приближении к Петровскому огороду.
![]() |
Рисунок 7. Апельсиновые и лимонные деревья были объектами
знакомства публики с флорой других стран, плоды
поставлялись к столу государя.
|
За Красным садом, перпендикулярно к нему, от
Фонтанки к Лебяжьей канавке, идет двойная аллея, фиксирующая закопанный Поперечный
канал – границу самого первого петровского сада. Можно обратить внимание на каменную площадку с чугунными вазами, в
этом месте в конце канала располагалась пристань для лодок.
![]() |
Рисунок 9. Площадка старой пристани на Лебяжьем канале.
|
Перед пристанью в конце двойной аллеи напротив площадки с вазами
находится одна из самых романтичных скульптурных групп Летнего сада на сюжет легенды об Амуре и
Психее.
![]() |
Рисунок 10. Один из шедевров скульптурной коллекции Летнего
сада скульптура Амур и Психея.
|
В нарушение запрета богов земная женщина
Психея пытается разглядеть лицо своего божественного мужа. Работа выполнена в духе школы
выдающегося мастера эпохи расцвета римского барокко Джованни Лоренцо
Бернини (1598 – 1680 ).
![]() |
Рисунок
11. Амур и Психея. Скульптура
создана в конце 17- го века Джулио Картари
.
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий