Вернемся
к Невскому входу со скульптурами богинь Славы и Минервы напротив входа в сад и
побродим по саду Петра I.
![]() |
Рисунок 1. Начало Главной аллеи фонтанов на перекресткае с Невской аллеей украшено статуями античных богинь Славы и Минервы работы Пьетро Баратта и Томаса Квеллинуса.
Богиня Славы, провожающая героев на небеса, изображена в виде
полуобнаженной женщины, она опирается на памятный обелиск – символ вечности
, левой рукой она держит лавровый венок
– награду героев.
![]() |
Рисунок 2. Статуя богини Славы работы Пьетро Баратта ( начало 18 века ).
|
Боскеты на стороне царя сейчас представляют
собой облесенные лужайки между Невской, Дворцовой и Шкиперской аллеями. В процессе реконструкции в трех боскетах были найдены пруд и два
фонтана.
В
боскете между Дворцовой и Шкиперской аллеями и дворцом царя
при реконструкции сада восстановлен Менажерийный пруд с небольшой
беседкой в центре пруда и домиками для водоплавающих птиц по краям пруда. Здесь
царь любил отдыхать в одиночестве , мог при необходимости проводить
доверительные беседы , будучи уверенным, что никто не слышит содержания
обсуждаемых вопросов. Свидетельствуют, что царь любил угощать здесь вином своих
собеседников для развязывания языка. Через пруд в беседку можно было попасть на
лодке, которую обслуживал карлик, специально прикрепленный для перевозки царя и его
гостей.
![]() |
Рисунок 4. Менажерийный пруд с беседкой.
|
Фундаменты
двух обнаруженных фонтанов Лакоста и Фаворитка расположены в боскетах перед
Кофейным и Чайным домиками, построенными
в саду при его реконструкции в 19 веке. В настоящее время здесь восстановлены зеленые
галереи с кабинетами, а фундаменты фонтанов на площадках галерей сохранены в
качестве объектов фонтанной археологической экспозиции.
![]() |
Рисунок 6.. Кофейный домик в Летнем
саду.
|
В петровское время на месте Кофейного домика
стоял Грот. Грот был замечательным объектом, украшением сада. Грот был построен
по проекту основателя немецкого барокко, главного архитектора прусского
королевского двора Андреаса Шлютера (1660 – 1714 ), которого современники
называли Микеланджело севера. Царю удалось заполучить этого зодчего и
скульптора, автора Янтарной комнаты после обрушения Монетной башни Берлинского замка, выстроенной
по проекту Шлютера на песчаном грунте. Архитектор впал в немилость и в 1713
году принял приглашение переехать в Россию. Здесь его творческая деятельность
была плодотворной, но недолгой , он умер в Санкт-Петербурге в 1714 году.
Грот – имитация скальной пещеры имел три зала. Стены зал были украшены раковинами и стеклом и мерцали при слабом дневном освещении Звучала органная музыка, работой органа дирижировали водяные струи фонтанов. В залах стояли античные скульптуры и Нептун в экипаже –раковине, запряженной тритонами и морскими конями. Во время археологических исследований в подвалах Кофейного домика была обнаружена герма с головой Вакха неизвестного скульптора 18-го века. Герма – четырехгранный столб с безруким торсом в древности ставилась у дорог и ворот как охранитель границ пространства. Герма Вакха является единственным неотреставрированным экспонатом скульптурной коллекции. Она помещена в археологическую экспозицию как наглядное свидетельство влияния времени на скульптурную коллекцию Летнего сада.
Между
Гротом и дворцом царя вдоль Фонтанки располагались служебные корпуса
двухэтажных Людских покоев. соединенные со дворцом галереей. На их месте сейчас простирается прямоугольный
боскет, примыкающий к Кофейному домику Карла Росси.
В соседних боскетах на стороне царя сейчас находятся Чайный домик и памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову
( 1769 – 1844 ) работы скульптора барона Петра Клодта ( 1805- 1867 ) . Барон Петр Клодт фон Юргенсбург –
потомственный военный, скульптор и литейщик от бога, он самоучкой освоил
скульптурное и литейное мастерство. Памятник Крылову установлен в саду в 1855
году по повелению Николая I. Вероятно по причине того, что при Петре I сад украшали персонажи басен Эзопа. На большой площадке перед дедушкой Крыловым в обществе героев басен любят резвиться дети и
отдыхать взрослые.
![]() |
Рисунок 8. Памятник баснописцу Ивану Крылова работы Петра Клодта.
|
![]() |
Рисунок 9. Пьедестал и решетка памятника баснописцу -
изделие высочайшего скульптурного и чугунолитейного мастерства автора
памятника.
|
Чайный домик – деревянный павильон архитектора
Людовика Шерлеманя был сооружен при реконструкции сада в 1827 году и удачно
вписался в его облик. Сейчас в Чайном
домике находится уютное кафе.
![]() |
Рисунок 10..Чайный домик в Летнем саду.
|
От зеленых галерей с кабинетами рядом с
Кофейным домиком, на месте которого стоял Грот, можно вернуться на аллею,
ведущую к домику царя с Гаванцем – рукотворной гаванью, прокопанной от Фонтанки до крыльца петровского
жилища, чтобы можно было подъехать на лодке прямо к крыльцу дворца. По сторонам
крыльца были вмонтированы специальные кольца для швартовки малых судов
посетителей царя.
Рядом с Летним дворцом Петра I на открытой лужайке
, видимая издалека и со всех сторон красуется скульптурная группа под названием
Мир и Победа или Ништадтский мир -
аллегория победы России в борьбе за свои северные территории. Война продолжалась 21 год, имела негативные демографические и экономические
последствия для обеих сторон. Женские
фигуры изображают Россию и богиню победы Нику, венчающую Россию лавровым
венком. Факел войны в руках России
опущен вниз, к себе она прижимает рог изобилия. Крылатая богиня Победы попирает
ногой поверженного врага в образе льва и венчает победительницу лавровым
венком.
![]() |
Рисунок 11.Скульптурная группа Мир и Изобилие
Пьетро Баррата, 1725. Скульптура выполнена по специальному заказу Петра I и поставлена в 1726
году у дворца после смерти царя.
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий