Царскосельские сады императрицы Елизаветы Петровны

                                     
 В 40-х-60-х годах 18-го века строительство Золотого дворца Елизаветы Петровны сопровождается созданием регулярного сада вокруг дворца. Главный оберархитектор императрицы Франческо Бартоломео Растрелли спланировал его в стиле барокко, регулярном стиле, полном аллегорий и символов. Сад-Парадиз является продолжением дворца, символом абсолютной монархии, отражением рая на земле. Дворец располагается на самом высоком месте и доминирует в парковом пространстве. Главная аллея проходит через центр дворца и служит осью симметрии дворцово-паркового комплекса с верхним и нижним садами. Сады барокко представляли собой жёстко структурированный ландшафт с прямыми аллеями, стрижеными кронами деревьев и живыми изгородями из кустарников, с обширными газонами и цветниками-бордюрами. О том, как выглядели сады вокруг дворца Елизаветы Петровны даёт представление панорамная картина немецкого художника Фридриха Баризьена.

Баризьен Фридрих Гартман (1724-1796) - немецкий живописец. С 1750 года работал в России. В 1767 году переехал в Ригу. Работал как мастер театральных декораций, расписывал плафоны и панно, писал портреты. 

Рис.1. Регулярный сад перед южным фасадом Екатерининского дворца.

На месте нынешнего Продольного канала вдоль сада была выстроена каменная стена. Напротив сада в 1751-1753 годах были построены Большие дворцовые оранжереи. Между стеной и оранжереями шла дренажная канава с мостками. Дворцовые оранжереи занимали несколько кварталов. Уход за регулярными садами требовал огромного труда и большого количества посадочного материала. В оранжереях выращивали овощные и ягодные растения для стола императрицы, цветы для украшения садов и дворца, содержалась большая коллекция экзотических растений. Летом их выставляли на открытом воздухе. Разбивали и обустраивали сады Елизаветы Петровны немецкие мастера Якоб Рохлин, Конрад Шрейдер, русские садовники Михаил Кондаков и Василий Иванов под руководством архитектора Царского села Василия Неёлова.

Неёлов Василий Иванович (1721-1782) – русский зодчий и паркостроитель, один из немногих русских архитекторов послепетровского времени. Ученик М Земцова, А. Квасова и С. Чевакинского. Глава семьи царскосельских архитекторов Неёловых. С 1748 года работал вместе с Растрелли по строительству павильонов и над проведением паркоустроительных работ.

 Со всех концов России и из-за границы доставлялись деревья разных видов и сортов. Сады и оранжереи опальных придворных перевозились в Царское село. Большой пруд и старые каналы были прочищены и углублены. Большой пруд получил очертания шестиугольника. За счет выемки грунта на нём появились искусственные острова. На склонах к Большому пруду были разбиты обширные газоны. От ключей деревни Виттолово был прокопан новый канал. Этот канал строили в течение 4-х лет с 1745 года. Ежегодно для земляных работ использовался труд почти трех тысяч солдат. Новый Виттоловский канал по абсолютной высоте стал выше регулярного парка, старых каналов и прудов. За этот счет удалось повысить уровень зеркала водной системы и обеспечить водоснабжение резиденции и дворцовой слободы. Перед северным фасадом дворца был прорыт новый Крестовый канал и проложены прямые широкие аллеи.

Рис.2. Регулярный сад перед северным фасадом Екатерининского дворца представлял собой большой квадрат, разбитый широкими аллеями и Крестовым каналом на 4 квадратных участка.

Картина изображает сады с видовой точки горы Парнас (в современном Александровском парке). В правой части изображена широкая главная аллея, она идёт от Золотых ворот к Охотничьему павильону (современному Арсеналу). Крестовый канал с аллеями вдоль него ограничивал 4 квадратных площадки. В одном квадрате выкопали пруды и устроили искусственные острова. В другом- соорудили гору Парнас, в третьем появился садик с нишами-кабинетами вокруг земляного амфитеатра, в четвёртом - предполагалось построить каменный театр.

Рис.3. Широкие аллеи вдоль линии Крестовского канала составляют основу планировки современного Александровского парка.

Рис.4. Руины Китайского театра, построенного при Екатерине II и разрушенного бомбёжками, находятся в центре одного из квадратов регулярной планировки этой части парка.

К концу царствования Елизаветы Петровны на смену регулярным садам пришла мода на пейзажные парки с естественными кронами деревьев, свободно растущими кустарниками и извилистыми аллеями. На смену вычурному барокко пришла естественная простота классицизма.

Рис.5. Регулярный, упорядоченный план садов Елизаветы Петровны остался в виде современных прямых, геометрически выверенных аллей с парковыми павильонами на пересечениях  аллей Александровского и Екатерининского парков Царскосельского музея-заповедника. 

Рис.6. От северного фасада дворца с парадными Золотыми воротами к павильону Арсенал, поставленному на месте елизаветинского Монбижу, идёт широкая главная тройная аллея современного Александровского парка.

Рис. 7. За противоположным, южным фасадом дворца главная аллея  ведёт к павильону Эрмитаж в регулярном саду современного Екатерининского парка.

Рис. 8. От западного крыла Екатерининского дворца до Орловских ворот с выходом на Гатчину и Московскую дорогу проложена тройная Рамповая аллея – главная аллея современного пейзажного Екатерининского парка с Гранитной террасой на месте Катальной горки.

Рис. 9. Вдоль Виттолова канала протянута прямая Дубовая аллея.

Рис.10. Параллельно Дубовой аллее вдоль противоположного берега канала идёт лиственничная аллея. Она протянута от Орловских ворот и кончается у Розовой караулки с выходом в Александровский парк.

В садах Царскосельской резиденции при Елизавете Петровне были построены великолепные,  богато украшенные, парковые павильоны-  Охотничий павильон (Монбижу), Эрмитаж, Катальная горка, Музыкальный зал, Грот.  

Рис.11. Граница охотничьих угодий была отмечена павильоном Монбижу в конце главной, осевой  аллеи парка. Павильон был построен в 1748-1754 годах по планам Растрелли.

Растрелли Франческо Бартоломео  (1700-1771)- русский архитектор, сын выдающегося итальянского скульптора Карло Бартоломео Растрелли, который в 1715 году вместе с семьёй приехал в Россию по приглашению Петра I. Обучался у своего отца, несколько раз выезжал для обучения в Италию и Францию. Основоположник елизаветинского барокко, оберархитектор императриц Анны Иоановны и Елизаветы Петровны.

Название павильона в переводе с французского языка означает “моя драгоценность”. Подобные названия были приняты у европейских монархов.  В плане Монбижу-это большое двухэтажное здание с четырьмя павильонами и центральным купольным залом. В смысле планировки он был подобен Эрмитажу, расположенному на противоположном конце центральной аллеи. Павильон был окружён рвом и каменным каналом с балюстрадой. Здание было украшено скульптурой, на куполе красовалась фигура Славы. По замыслу императрицы в павильон надлежало поместить картины сцен охоты. Впервые в России художественные произведения такого рода были выполнены немецким художником Иоганном Гроотом.

Гроот Иоганн Фридрих (1717-1806) родился в Штутгарде в семье придворного художника. Живописи учился у отца. В 1743 году вместе с братом-художником-портретистом приехал в Россию. Он выполнил для Царского села множество картин со сценами охоты, охотничьих трофеев, натюрмортов, изображений различных зверей и птиц.

Рис.12. Его работы отличались тончайшими мазками и неяркой палитрой в духе лучших традиций немецкой и голландской живописи. Фрагмент картины “Голубь, кормящий голубят “, 1773, из собрания ГМЗ Ораниенбаум.

Полотна  Иоганна Гроота  украшали столовые залы Царскосельского дворца и заполняли шпалерную развеску на стенах Монбижу. Дошедшие до нашего времени картины этого талантливого анималиста составляют ценнейшую коллекцию натюрмортов 18-го века. Иоганн Гроот был первым российским преподавателем анималистики-искусства изображения животных в Академии художеств.
Павильон Монбижу использовался как место сбора и отдыха участников императорских охот. На Руси охота издавна приравнивалась к воинскому искусству. Соколиная охота была ежедневным развлечением российских царей. Первые монархи из династии Романовых любили охотиться на медведя и кабана, Император Петр I не жаловал это занятие, говорил, что ему и без зверей есть с кем воевать. Женщины- императрицы охотились на мелкую дичь. Елизавета Петровна любила псовую и соколиную охоту, стреляла тетеревов из шалаша и бекасов из лодки. Выезд двора на охоту представлял собой красочное зрелище.

Рис.13. Особенно была любима при дворе псовая охота, когда дичь загоняли борзыми и гончими собаками. Команды для многочисленных участников подавались с помощью голосового рога – инструмента, изготовленного из бычьих рогов с металлическим наконечником. Картина “Боярский выезд на охоту “, Рудольф Френц, 1914 г, из собрания ГМЗ “Царское Село”.

Рис.14.  Охота была одним из любимых развлечений Елизаветы Петровны. В бытность цесаревной Елизавета Петровна много времени проводила на псовой охоте со своим племянником императором Петром II. Картина «Пётр II и цесаревна Елизавета выезжают на псовую охоту», Валентин Серов, 1900.

За проведение императорских охот отвечал придворный оберегермейстер, доверенное лицо монарха. Парадный императорский выезд Елизаветы Петровны на охоту с участием гостей и послов был обставлен как галантный праздник в стиле барокко. Участники охоты были одеты в специальные охотничьи наряды. Бирюзовые черкески, алые кафтаны, зелёные ливреи были обшиты золотом и серебром. Сбруи лошадей были украшены колокольчиками и драгоценностями. Попоны знатных особ были вышиты серебром и золотом и украшены драгоценными камнями. В охотах участвовали до сотни егерей и несколько сотен гончих и борзых собак. Окрестности оглашались звуками охотничьих рогов, неистовым лаем собак и криками людей. В ритуал окончания охоты входил роскошный пир в палатках около охотничьего павильона с музыкой и иллюминацией, а также осмотр картин кисти Иоганна Гроота.
К началу 19-го века павильон Монбижу пришёл в ветхость и по указанию императора Николая I в 1834 году на его фундаменте был построен павильон Арсенал. Это был первый российский музей, в котором хранилась и экспонировалась императорская коллекция оружия. Павильон был разрушен фашистами. Прошло семь десятилетий прежде чем дошла очередь до восстановления павильона Арсенал.

Рис.15. В 2016 году этот разрушенный павильон был восстановлен и функционирует как музей.

Рис.16. В музее представлена коллекция рыцарских доспехов. Доспехи размещены по всей плоскости огромного купола центрального двухэтажного зала.

Рис.17.  В витринах помещено холодное оружие, ружья, пистолеты, кинжалы кавказских мастеров, персидские сабли, шлемы самураев и многое другое из снаряжения воинов разных времён и народов.

Рис.18. На противоположном конце сада в 1744-1754 годах был построен павильон Эрмитаж  (архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов ).  Архитектурная и декоративная отделка павильона Эрмитаж проводилась по проекту Франческо Растрелли.

Земцов Михаил Григорьевич (1688-1743)- русский зодчий из плеяды первых строителей Санкт-Петербурга. Родился в Москве, был переселён в новую столицу в 1709 году. В 1710 году по приказу царя отдан в ученики первому архитектору города Доменико Трезини. С 1723 году по поручению царя работает по найму строительных рабочих в Швеции , в 1724 году получает звание архитектора, с 1725 года по 1732 работает в Комиссии строений Санкт-Петербурга. является руководителем архитектурной команды - первой школы русских архитекторов, будущих строителей городов России.  В 1743 году получил чин полковника.

Квасов Андрей Васильевич (1720-1777) - брат архитектора Алексея Васильевича Квасова. С 1734 года- ученик архитектора М.Г.Земцова, с 1743 года в качестве архитектурного подмастерья работает в Царском Селе на возведении Екатерининского дворца с Земцовым, с 1745 по 1751 – с Саввой Чевакинским. Русский зодчий, творивший в стиле елизаветинского барокко.  Планировал и строил дворцы и усадьбы российской и украинской знати.

Эрмитаж, что в переводе означает “хижина отшельника” – роскошный павильон, предназначался  для приёмов гостей императорской семьи в неформальной обстановке. Эрмитаж устроен аналогично Охотничьему павильону Монбижу. Он имеет большой восьмиугольный центральный зал, от которого отходят 4 галереи к четырем кабинетам.

Рис.19. В маленьких уютных кабинетах, соединённых короткими галереями с Большим залом, можно было   спокойно обсудить дела или просто поговорить ни о чём. 

Рис.20. В центре Большого зала накрывался стол на 18 персон. Серебряные тарелки прикрывали отверстия, через которые снизу подавались заказанные блюда. Слуги суетились на первом этаже там, где находились технические приспособления для подъёма и уборки тарелок.

Приёмы сопровождались музыкой, танцами и обильной трапезой. Царские трапезы были особой доверительной формой общения царской семьи со своим окружением. За проведение приёмов в Эрмитаже отвечала гофмаршальская часть во главе с обергофмаршалом. Придворные чины разного ранга отвечали за вина, напитки, кондитерские изделия, за сервировку, за обслуживание столов, за приготовление чая, кофе, за конфеты, десерты, санитарное состояние, освещение, украшения на столах и многое другое. Эрмитаж был оборудован специальными приспособлениями для подачи и уборки блюд, что позволяло обходиться без присутствия слуг на трапезах. Это давало возможность обсуждать дела с дипломатами, послами и высокими гостями и принимать важные государственные решения без посторонних лиц.
В 1745-1757 годах на длинном склоне холма к Большому пруду для развлечений придворной молодёжи было построено сооружение типа современных американских горок с двухэтажным павильоном  ”Катальная горка”. Павильон располагался на вершине холма, трасса шла по склону к озеру и над ним. Для неё в озеро были вбиты сваи и на них положены дубовые доски с рельсами.

Рис.21. Трасса состояла из пяти отдельных горок. Высота каждой последующей горки была ниже предыдущей

Для катания были придуманы специальные двухместные и одноместные коляски на колёсиках. Они ставились на рельсы и по уклону катились вниз с одной горки на другую. Обратно наверх коляски с седоками поднимались на лошадиной тяге. Коляски были богато украшены. На горках можно было кататься зимой и летом. Изобретателем этого развлечения был российский механик Андрей Нартов.

Нартов Андрей Константинович (1693-1756) –выдающийся русский механик и изобретатель. Учился в школе математических и навигационных наук в Москве, основанной Петром I в 1701 году. По указу Петра I был переведён в Санкт-Петербург в дворцовую токарную мастерскую. С 1712 по 1725 годы был личным токарем царя.  В 1718 году был отправлен царём за границу- в Берлин, Лондон, Париж для знакомства с состоянием токарного дела и усовершенствования в нём. В Берлине он в течение полугода учил прусского короля токарному искусству, в Лондоне приобрёл приборы, инструменты и книги. Из Франции пришёл отзыв о его работах: “Невозможно видеть ничего дивнейшего! “ Нартову принадлежит множество изобретений в артиллерийской, монетной, копировальной технике. Трудами учёного-механика была создана мастерская Академии наук, в которой позднее работали Михайло Ломоносов и Иван Кулибин.

                 Рис.22. На месте павильона катальной горки в начале 19-го века была построена Гранитная     терраса из розового и серого гранита. Терраса украшена копиями античных скульптур, выполненных методом гальванопластики в мастерской Академии художеств.


Рис.23. На Рамповой аллее место, где располагалась Катальная горка, отмечено квадратными цветниками со статуей Аполлона Бельведерского.

Рис. 24. Спуск к озеру – старинная трасса Катальной горки. Одно из самых поэтичных мест в Екатерининском парке с длинными цветниками, скульптурой и Музыкальным залом на острове Большого пруда.


Рис.25. В 1746-1748 годах остров Большого пруда украсился Музыкальным залом и небольшой кухней при нём (архитектор Савва Чевакинский ).  
      
Чевакинский Савва Иванович (1709-1783) - русский архитектор, родился в Москве в старинной дворянской семье, которую по указу Петра I переселили в новую столицу. Мальчик был определён на учёбу морскому делу, но попал в ученики к Ивану Коробову, пенсионеру царя, знатоку западноевропейской архитектуры. С 1732 года он под руководством Коробова работал учеником, а в 1739 году стал младшим помощником архитектора. В 1745 году получил звание архитектора и ранг майора, указом Елизаветы Петровны назначен архитектором Царского Села. С 1749 года работает вместе с Франческо Растрелли над созданием Царскосельской императорской резиденции. Чевакинский является автором первого этапа строительства дворца. 

Зал предназначался для концертов и отдыха во время катания по озеру на лодках. Каменное одноэтажное здание неоднократно реставрировалось и перестраивалось. В 2010 году была закончена последняя реставрация. Зал вместимостью более 200 человек служит в настоящее время концертным залом. В елизаветинское время в “Зале на острову” звучала уникальная роговая музыка. Изобретателем роговой музыки считается оберегермейстер императрицы Семён Нарышкин.

Нарышкин Семён Кириллович (1719-1775)- граф, близкий родственник Петра I по матери. Один из богатейших придворных Елизаветы Петровны, генерал-аншеф, оберегермейстер, дипломат, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.Держал дома театр из крепостных актёров и оркестр роговой музыки.

Роговая музыка требовала большого внимания от музыкантов, поскольку один инструмент извлекал только одну ноту. Надо было отсчитывать паузу, чтобы вовремя вступить в мелодию со своей нотой. Роговая музыка оказалась очень приятной, звуки её разносились на несколько километров. Трудная для исполнения, она исполнялась исключительно русскими крепостными музыкантами. В настоящее время в Санкт-Петербурге возобновлена традиция исполнения роговой музыки на усовершенствованных инструментах.

Рис.26. В 1749-1756 годах в старом голландском саду императрицы Екатерины I на месте деревянной пристани у берега Большого пруда был поставлен павильон Грот (проект Франческо Растрелли).

К этой пристани подавали лодки, которые хранились в деревянном “Шлюпочном сарае“ рядом с пристанью. Стараниями Петра I к середине 18-го века модным развлечением императорского двора стало катание по воде на парусных и гребных судах. В Царскосельской резиденции со времён Петра I хранилась коллекция мелких судов разных времён. Она погибла в период оккупации. Водные прогулки императрицы и придворных обслуживались специальной командой матросов. Катания на лодках сопровождалось иллюминацией и музыкой.

Рис. 27. Традиция катания на лодках по Большому озеру возобновлена в современном Екатерининском парке.

Небольшой “Старый голландский сад” Екатерины I -матери Елизаветы Петровны - на южном склоне холма Растрелли превратил в барочный садовый ансамбль на террасах с гранитными лестницами, с анфиладой зеленых кабинетов, живых изгородей, с беломраморной скульптурой и изящной садовой мебелью. Этот регулярный сад перед южным фасадом дворца в разное время также делили на Верхний и Нижний или называли его просто Старым Садом. Сад восстановлен в виде, близком к тому, каким его видели современники императрицы.

Рис.28. План современного регулярного сада.

Этот сад перед дворцом реконструирован с учётом архивных материалов в начале двухтысячных годов по проекту архитектора Н.Е.Тумановой.


Рис.29. Вид на главную аллею современного регулярного сада со стороны павильона Эрмитаж. В центре снимка  на переднем плане - Гранитный мостик через Рыбный канал, на дальнем – череда гранитных лестниц на склонах садовых террас перед дворцом.
                                                                          






Комментариев нет :

Отправить комментарий