Царскосельский Лицей в садах Екатерины Великой



                                   
В 1789 - 1792 годах для двора и растущей семьи Екатерины II её архитекторы Джакомо Кваренги и Петр Неелов построили на противоположном фланге от личных покоев императрицы два новых корпуса Екатерининского дворца.

Рис.1. Ко дворцовой церкви Франческо Бартоломео Растрелли был пристроен Церковный корпус (справа на фото).  Напротив него возведён флигель для детей великого князя Павла Петровича – Великокняжеский корпус.

Три изящные арки соединяют оба новых здания. Церковный и Великокняжеский корпуса построены в классическом архитектурном стиле. Нижние этажи Великокняжеского корпуса служат цоколем для верхних.  Здание отличается закруглёнными на флангах стенами.  Фасад между вторым и третьим этажами разделён на два яруса горизонтальной тягой.

Рис.2. На уровне верхних этажей Великокняжеский корпус украшен четырёхколонным портиком.

Рис.3. Здание Великокняжеского корпуса соседствует с приходской церковью, построенной Елизаветой Петровной в бытность её цесаревной. Сейчас за церковью находятся городские кварталы и Лицейский сад.

Рис. 4. В 1811 году внук Екатерины Великой император Александр I Павлович устроил в Великокняжеском корпусе дворца закрытое учебное заведение, которое осталось в истории под именем Царскосельского Лицея.

    Александр I пришёл к власти в результате дворцового переворота и понимал, что российское общественное устройство нуждается в реформировании, в уничтожении крепостничества и в конституционной законности. Создавая в 1811 году Императорский Лицей, он поставил целью вырастить новое гуманное поколение просвещённых чиновников и выдающихся государственных мужей. В 1844 году император Николай I Павлович перевёл Лицей в Санкт-Петербург. Там это учебное заведение под названием Александровский лицей существовало до 1918 года. Из стен Царскосельского Лицея вышло много достойных людей, которые трудились во славу отечества. Но только один, далеко не первый по успехам, бунтарь и дуэлянт, стал известен всему миру. В стенах Лицея взошла звезда великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1836).
    В Лицей принимали талантливых подростков 11-14 лет из разных сословий. В течение шести лет дети не покидали стен учебного заведения, дабы внешняя среда не могла влиять на воспитанников. Они находились на полном пансионе императора. Каникулы и выходные дни лицеисты проводили под наблюдением учителей, гувернёров, приставленных к ним крепостных слуг и дядек -  нянек мужского пола. Для лицеистов была создана особая красивая форма, похожая на военную. Их поведение регламентировалось Уставом Лицея, под которым стояла подпись императора. Им запрещалось грубить или кричать на служителей, драться, отлучаться без спроса из стен Лицея. По статусу лицейское образование приравнивалось к университетскому. “Для общей пользы” - таков был девиз этого уникального учебного заведения.
  В качестве преподавателей – профессоров, адъюнктов, гувернёров были привлечены всесторонне образованные и педагогически одаренные люди, в их числе были философы, дипломаты. ученые, художники, музыканты.  В Лицее царил дух одной семьи, объединённой желанием служить Родине и высоким идеалам законности и справедливости. Примерами были великие философы античности  :  Сократ, Аристотель, Феофраст и другие, которые проповедовали у храма Аполлона Ликейского в окрестностях Афин. Это место называлось Ликеем.  Здесь же на Ликейском холме располагались гимнасии, где обучались воины. В Древней Греции философское обучение в Ликее приравнивалось к воинскому мастерству.
   Обучение лицеистов проходило в два этапа по три года. При переходе с младшей ступени на старшую проводились публичные экзамены, на которых присутствовала императорская семья и государственные сановники. В перечень предметов входили словесные, исторические и физико-математические дисциплины, изящные искусства, гимнастические упражнения и воинские науки. Посещение всех предметов не было обязательным, можно было выбрать занятия соответственно своим склонностям. Предпочтение отдавалось гуманитарным наукам.
  На первый курс лицея были приняты 30 учеников в возрасте 11-13 лет разного вероисповедания, выдержавшие публичный вступительный экзамен. О жизни этих юношей рассказывают сегодня сотрудники Мемориального музея под названием Лицей.
   Внутренние помещения Лицея были заблаговременно перестроены для учебных целей, создана проходная система кабинетов, оформленных в строгом классическом стиле. Нижние два этажа  были заняты под служебные помещения – больницу, столовую, разные службы и квартиры для обслуживающего персонала. Верхние этажи занимали лицеисты. На третьем этаже были учебные классы, на четвёртом - спальные комнаты.

Рис.5. Первое помещение, с которого начинается череда классов и кабинетов Лицея– Большой зал. Светлый, с двусторонними большими окнами зал производит торжественное впечатление.

   Резные колонны древнего дорического ордера, высокие арки, розовые стены искусственного мрамора создают иллюзию сакрального помещения. Величием, простотой, монументальностью заполнено пространство зала. Между арок на подиуме изображены гении наук на фоне знамён и воинских доспехов. Над этой росписью под потолком другая - с изображением Афины, обучающей юношей.
   Назначение Лицея отмечено в декоре всех помещений. В росписи стен, потолков, арочных дуг и печей – венки, цветочные розетки, скипетры.

Рис.6. Даже печные заслонки с изображением квадриги здесь иллюстрируют триумфальные процессии героев античности, напоминают об их победах над врагами и варварами.

Рис.7. В обычные дни зал был свободен и использовался для занятий танцами, фехтованием, гимнастическими упражнениями и в рекреационных целях.  Когда готовили торжественные мероприятия в Большой зал вносили стол, покрывали его пурпурной скатертью с золотой бахромой и ставили позолоченные стулья.

   Вдоль стен полукругом расставляли стулья для гостей. Для лицеистов отводилось место рядом с красным столом. Здесь проводили вступительные и выпускные экзамены, отмечали день рождения императрицы Елизаветы Алексеевны – главной попечительницы Лицея. Здесь императрицы Мария Фёдоровна и Елизавета Алексеевна, мать и жена императора Александра I, встречались с опекаемыми лицеистами. Общение с царственной семьёй было регулярным, ведь учащиеся должны были стать опорой трона. Лицеистам предназначено было быть частью правительственных учреждений и большого света. Они осваивали придворные манеры, дипломатию, этикет и правила общественного поведения в кругу высшей аристократии. Им прививались понятия чести и преданности трону.

Рис.8. Учебный кабинет с тремя полукругами  парт перед кафедрой преподавателя - второе большое помещений Лицея.

Рис.9. Рядом с кафедрой – классная доска, на стене- географическая карта Российской империи, у стены- стол с глобусом. Строгий декор по фризу стен, потолков и печей выполнен по канонам классики – цветочные розетки, венки, ленты, трубы, скипетры.

Рис.10. Плафон Учебного кабинета – небесная сфера со знаками Зодиака напоминает о высоком божественном предназначении и возможностях каждого человека.

   Между залами с двухсторонним естественным освещением находятся комнаты меньшей площади, рассчитанные на небольшое число учащихся.

Рис.11.  Длинная комната за Большим залом была отведена для индивидуальных занятий между уроками, здесь стояли конторки для воспитанников, здесь они могли проводить свободное время за творческими занятиями – рисованием карикатур, написанием стихов и эпиграмм, выполнением уроков.

Рис.12. Физический кабинет предназначался для преподавания точных наук – математики, физики, черчения, астрономии. В кабинете хранятся лицейские уникальные физические приборы начала 19-го века и коллекция минералов.

Рис.13. Рисование было одним из обязательных предметов. В Рисовальном классе Лицея экспонируется учебное пособие того времени, иллюстрирующее правила рисования человеческого тела, представлены учебные рисунки лицеистов.

  Умение рисовать использовали выпускники Лицея в жизни – топограф Вольховский,  путешественник адмирал Матюшкин, поэт Пушкин.
  Будние дни лицеистов были расписаны по часам, занятия чередовались с отдыхом, прогулками, едой, музицированием, пением, фехтованием, танцами, рисованием. Юноши упражнялись в стихосложении и рисовании карикатур, выпускали журналы на русском и французском языках. Многое из этого было бережно сохранено преподавателями и самими учащимися. По прошествии времени, когда стало ясно, каких деятелей для России вырастил Лицей, эти рисунки являются бесценными свидетелями истории.

Рис.14. С энтузиазмом изображали мальчики события своей повседневной жизни, себя и своих наставников.

    Вот на цветных рисунках любимый всеми Кюхля – Вильгельм Кюхельбекер, лицейский поэт. После выпуска из Лицея -  преподаватель словесности, декабрист, сосланный в Сибирь. Кюхля на кого-то обиделся и побежал топиться, но пруд оказался таким мелким, что сделать этого не удалось и пришлось вытаскивать беднягу из воды багром, зацепив за галстук.  Вот он же пишет стихи и никак не может остановиться, а некто - чёртик что-то наговаривает ему…

Рис.15. Библиотека Лицея содержала книги по разным отраслям наук и искусств на многих европейских языках. Она была составлена из книг Екатерины Великой и Александра I, в ней хранились многочисленные эстампы, гравюры, географические карты. Бюсты великих античных философов охраняли эти книжные сокровища.

Рис.16. Так же, как и сейчас, из окон Библиотеки хорошо просматривается Садовая улица с парками и с одноэтажными домами, построенными для вельмож елизаветинского и екатерининского времени.

  На эту улицу лицеисты выходили на прогулки, в церковь, в свой Лицейский сад или в императорский сад. Император предоставил для их прогулок любимое Екатериной Великой Розовое поле. Здесь, вдали от дворца, они могла бегать и кричать сколько им заблагорассудится. Но мальчики не были столь послушными, чтобы ходить только там, где им велели. Как обычные подростки они забирались во фруктовый сад и воровали яблоки, купались в прудах или гуляли с девушками. За это следовало наказание. За драки оставляли без ужина. Как то в день рождения императрицы, который был всегда праздничным выходным днём, дружная троица Пушкин-Пущин-Илличевский добыли через дядьку бутылку рома, соорудили гоголь-моголь и, подвыпившие, попались на глаза одному из гувернёров.  Скандал дошёл до министра просвещения. Зачинщиков наказали стоянием на коленях во время молитвы, им предстояло выйти из Лицея по чёрному списку. Только заступничество доброго директора Энгельгардта смягчило их участь.

Рис.17. Для коротких прогулок между занятиями лицеистам была отведена берёзовая роща напротив Лицея, рядом с императорскими садами. Позже её превратили в Лицейский сад, где воспитанники могли не только гулять, но и заниматься разведением цветов, сажать деревья и кустарники. На дальнем плане снимка, в конце дорожки - памятник А.С.Пушкину.

Рис.18. Бытовые условия воспитанников были спартанскими. Их личные комнаты находились на последнем этаже корпуса. Каждому лицеисту была отведена крошечная индивидуальная коморка-келья.

Короткие, наполовину высоты стен, перегородки комнат позволяли воспитанникам вечером переговариваться с соседями. В концах коридора были комнаты, где дежурили воспитатели.  Гувернёры  следили за порядком на этаже днём и ночью.

Рис.19. Комнаты были меблированы одинаково для всех – кровать, комод, стул, конторка, умывальник. Кровать занимала почти всю длину комнатки. Узкий проход к окну шириной в две половицы и малогабаритная мебель. В такой обстановке жили лицеисты в течение 6-ти лет.

 Рис.20. В конце коридора с кельями лицеистов находилась казённая квартира воспитателя, учителя рисования Сергея Гавриловича Чирикова (1776 – 1853).

    Выпускник Академии Художеств, гувернёр и учитель рисования, Чириков отличался тактичностью и терпением в отношениях со своими воспитанниками и пользовался их доверием. Собираясь на его квартире, лицеисты сочиняли стихи, выпускали рукописный журнал. Чириков и сам писал стихи. Вокруг него образовался литературный кружок. Чириков – первым из русских художников, перу которого принадлежит портрет юного Пушкина.

Рис.21. Портрет А.С.Пушкина – лицеиста кисти С.Г.Чирикова.

   В обязанности учителей входила аттестация воспитанников Лицея. В отношении лицеиста Пушкина педагоги были единодушны. Они отмечали в нём чрезвычайную чувствительность, нетерпимость, горячность, и резкость. Он выделялся хорошим знанием французского языка, успехами в рисовании и русской словесности. Его поэтический дар проявился рано и окреп благодаря лицейскому образованию. Каждую годовщину Лицея поэт отмечал стихами, посвящёнными друзьям и наставникам их детства и юности:
        “Ты вспомни быстрые минуты первых дней, неволю мирную, шесть лет соединенья,
         Печали, радости, мечты души твоей, размолвки дружества и сладость примиренья,
         Что было и не будет вновь…”       (  cтихотворение “В альбом к Пущину”)
   Отношение юноши к власть имущим было сложным. Как-то его попросили сочинить оду к бракосочетанию великой княжны Анны Павловны и принца Оранского. Лицеисты были приглашены на праздник в честь новобрачных, где пропели это произведение. Оно так понравилось вдовствующей императрице Марии Федоровне, что она подарила поэту золотые карманные часы на цепочке. Правда вскоре Пушкин в сердцах раздавил их под своим каблуком…Вероятно, это был какой- то протестный порыв…
    Вышел Пушкин из стен Лицея с аттестацией одного из последних учеников своего выпуска, четвёртым от конца по успеваемости. Могли ли знать его педагоги, что со временем их безалаберный выпускник станет властителем дум своего времени? Позже он скажет:
         “Я памятник себе воздвиг нерукотворный,  к нему не зарастёт народная тропа.
           Вознёсся выше он главою непокорной  Александрийского столпа!...
           И долго буду тем любезен я народу,  что чувства добрые я лирой пробуждал,
           Что в свой жестокий век восславил я свободу и к падшим милость призывал !”
   Годы учёбы поэта в Лицее совпали со временем войны 1812 года, пожаром Москвы и патриотического подъёма в жизни российского общества. Послевоенная действительность не оправдала свободолюбивых надежд победителей Наполеона, русское общество бурлило. При смене императоров на троне в декабре 1825 года произошло восстание гвардии на Сенатской площади. Зачинщики его были казнены, участники сосланы на сибирские рудники, на Кавказ или подвергнуты другим репрессиям. Пушкин в это время находился в ссылке в своём псковском имении за то, что “наводнил Россию возмутительными стихами” по выражению Александра I. Поэт переслал в Сибирь послание:
         “Во глубине сибирских руд, храните гордое терпенье,
           Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье!...
           Темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа,
           И братья меч вам отдадут!”

Рис.22. В 1817 году в знак благодарности своей альма-матер группа лицеистов пушкинского, выпуска вместе с директором Энгельгардтом установили в Лицейском саду символический памятный знак. Небольшую мраморную плиту с надписью по латыни Genio loci –Гению места.

Эта скромная плита была перевезена к Александровскому Лицею в Санкт-Петербурге. Почитатели поэта поставили новую, в гранитном варианте. Гений поэта-лицеиста, не превзойдённый за два столетия, оставил чистое, пушкинское воспоминание о садах Царского Села :
            Любил я светлых вод и листьев шум, и белые в тени дерев кумиры,
            И в ликах их печаль недвижных дум. Всё – мраморные циркули и лиры,
            Мечи и свитки в мраморных руках, на главах лавры, на плечах порфиры, -
            Всё наводило сладкий некий страх мне на сердце;
            И слёзы вдохновения, при виде их, рождались на глазах.
                                    ( из стихотворения “В начале жизни школу помню я”)

Рис.23. В 1900 году в честь столетнего юбилея поэта рядом с Лицеем был установлен памятник Пушкину-лицеисту работы скульптора Р.Р.Баха. Круговая площадка вокруг памятника – одно из самых посещаемых мест современного Царского Села, переименованного в 1937 году в город Пушкин.

На гранитном пьедестале памятника выбиты строки благодарности поэта Лицею и садам Царского Села:
               В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал,
              Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал,
               В те дни в таинственных долинах, весной при кликах лебединых,
               Близ вод, сиявших в тишине, являться муза стала мне.
               Моя студенческая келья вдруг озарилась: муза в ней
               Открыла пир младых затей…             (из романа в стихах “Евгений Онегин”).

Комментариев нет :

Отправить комментарий